ИНИЦИАТИВЫ президента Путина по переустройству власти "разбудили" губернаторов, которые с ельцинских времен переизбытка суверенитета и действия федеративных договоров пользовались своей властью без особых усилий. Назначение окружных полпредов не дает покоя амбициям губернаторов и будоражит их фантазию. В попытках не отстать от Москвы по части нововведений федерализма региональные начальники изобретают меры, порой проходя по краю между курьезом и правонарушениями.
Глава Рязанской области Вячеслав Любимов, который "по совместительству" является членом бюро обкома КПРФ, действует с большевистской решительностью. Он не стал ждать, чем закончится дискуссия по поводу того, насколько глубоко начальникам регионов будет разрешено вникать в дела местного самоуправления. И решил для себя этот вопрос без посторонней помощи. На днях комитет областной Думы по государственному устройству и местному самоуправлению поддержал законодательную инициативу Любимова - внести изменения в Устав области и ввести новую должность "управляющего для осуществления государственных полномочий на территории муниципальных образований в Рязанской области". Момент выбран удачный. Пока полномочные представители российского президента получают его напутствия и только собираются разъехаться по федеральным округам, чтобы отлаживать "глубину" проникновения властной вертикали, Любимов решил почувствовать себя немножко президентом у себя дома. Между тем, если областные законодатели успеют-таки принять этот закон, процедура его проверки или отмены в Конституционном суде может затянуться на годы.
По сути, губернатор Рязанской области внедряет "кальку" федеральной схемы на областном уровне. Речь идет о представителях губернатора на местах, которые будут контролировать целевое расходование средств областного бюджета, выделяемых муниципалитетам. Они же будут "оком губернатора", надзирающим за выполнением федеральных и областных программ. И "устами", информирующими губернатора о том, чем живет и дышит город или район. Любимов предложил разделить власть и ответственность за проведение государственной экономической и социальной политики в регионах с наместниками федерального Центра. По-видимому, для такого баланса и потребовался институт своих, рязанских наместников.
Впрочем, планы "рязанского президента", судя по всему, выходят за рамки совершенствования управления. Коммунисты никогда не ограничивались экономическими требованиями и ставили вопрос о власти. В середине мая на пленуме рязанского обкома КПРФ было принято решение разъяснять избирателям, поддержавшим президента Путина, "что они фактически согласились с ельцинской политикой разорения страны и дальнейшего обнищания людей труда, смирились с произволом олигархов и криминальных дельцов, ставших опорой Кремля". А потому "необходимо быть готовым ко всем формам политической борьбы, в том числе и непарламентским, к тому, чтобы возглавить массовые выступления трудящихся... за свои права". Что, и за этим будут наблюдать губернаторские полпреды на местах?
Президент Республики Якутия (Саха) Михаил Николаев пошел дальше рязанского губернатора. Помимо назначения своих наместников он предложил еще и свою "пограничную реформу". На днях президент объявил, что у себя в республике собирается создать семь новых территориальных округов - по числу тех, что фигурируют в президентской реформе. А заодно назначить туда своих полномочных представителей - по образцу президентских полпредов. В ближайшее время президент Николаев подпишет соответствующие указы. Он объяснил, что в новое территориальное деление заложены принципы оптимального хозяйствования и культурно-исторической близости. Президент напомнил, что подобная укрупненная структура деления существовала на территории Якутии вплоть до 1917 года, правда, в количестве 5 округов. Он также поспешил успокоить глав администраций районов, пообещав, что они будут продолжать выполнять свои функции.
Тем не менее среди экспертов есть серьезные опасения, что новшества Николаева все-таки затронут работу местного самоуправления, которое в России находится под охраной Конституции РФ. Возможно, якутский руководитель решил, что все искупит либо заветная цифра 7, либо то, что он действует в русле передового опыта американского федерализма, где решения об устройстве местного самоуправления принимаются каждым штатом по-своему. А перед бесспорным авторитетом американского опыта, который активно впитывали за годы реформ региональные и особенно республиканские лидеры, блекнут даже конституционные прегрешения.