0
718
Газета Политика Печатная версия

22.01.2002 00:00:00

Олег Морозов: "В Думе будет скучно"

Тэги: морозов, дума

Государственной Думой в настоящее время фактически руководит Координационный совет фракций "Единство", ОВР и групп "Народный депутат" и "Регионы России" - именно они обладают большинством голосов. В начале нынешней сессии нижней палаты центристские фракции решили, что действующий думский регламент уже устарел и нуждается в модернизации. О том, какие изменения в нем могут быть сделаны, а также о некоторых законодательных приоритетах открывшейся сессии "НГ" попросила рассказать лидера группы "Регионы России" Олега Морозова.

-Олег Викторович, по первым после каникул заседаниям Государственной Думы складывается впечатление, что предстоящая сессия будет довольно пустой. Многое, конечно, зависит и от активности правительства. Как вы думаете, вам и в этом году придется работать сверхурочно или же авралов все-таки не будет?

- Мне кажется, что мы все вместе уже забыли, например, прошлую Думу или первый год нынешней, когда неделями в законодательном процессе не происходило ничего, что вызывало бы какой-то повышенный интерес. Шла обычная, рутинная работа. Я думаю, что таких сессий, как минувшие две в 2001 году, в работе и этой Государственной Думы, и следующих будет не так много. По ним равняться нельзя: это слишком высокая планка - слишком много было выдающихся законопроектов и выдающихся дискуссий.

Я прогнозирую, что эта сессия будет внешне более скучной и менее насыщенной с точки зрения важных законопроектов, чем две предыдущих. И действительно, первые заседания палаты об этом свидетельствуют. Но в ходе нынешней сессии будет по крайней мере одна тема, дискуссии по которой будут иметь достаточно высокий внутренний накал. Эта тема связана с избирательным законодательством и приведением его в соответствие с законом о политических партиях. Этот вопрос касается всех депутатов Государственной Думы, это затронет каждого из нас.

Я тоже боюсь, что к маю произойдет традиционное "весеннее обострение" законотворческой активности у правительства, как это было в прошлом году. Ведь именно в мае может появиться правительственный вариант закона об обороте земель сельхозназначения. Если это произойдет, то я гарантирую вам, что весь май и июнь, а возможно, и начало июля пройдут весьма бурно. Кроме того, давайте вспомним о еще одном законе, который у меня тоже вызывает некий трепет. Я имею в виду закон о Конституционном собрании и полагаю, что его принятие по своей значимости может оказаться ничуть не меньшим, чем принятие новой Конституции, поскольку мы создаем орган, которому вверяется в руки судьба государства. Здесь поэтому нужно тысячу раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Кстати говоря, когда некоторое время тому назад мы обсуждали эту тему с президентом, я почувствовал, что и у него в этом случае осторожность преобладает над какими-то готовыми решениями, потому что он тоже понимает, насколько этот закон похож на острый скальпель - политический и правовой.

- Думские фракции, входящие в центристскую коалицию, уже определили свое отношение к имеющимся в наличии вариантам закона о Конституционном собрании?

- Пока нет. Мы обсуждали эту тему тогда, когда только появились первые проекты. И мы как раз стали инициаторами решения о том, чтобы не спешить, поработать над этими законами и получить какие-то более основательные их версии.

- Вернемся к избирательному законодательству. Внеся свой вариант закона о выборах депутатов Думы, собирается ли группа "Регионы России" настаивать на каких-то поправках в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, который как раз сейчас готовится к обсуждению во втором чтении?

- Эти два закона, конечно, связаны между собой, а так как последний - об основных гарантиях избирательных прав - является кроме того базовым, то получается так, что все его нормы автоматически появятся и в законе о выборах Думы. И если в базовом законе, предположим, будут прописаны какие-либо преференции для политических партий, то они в обязательном порядке должны быть и в нашем проекте закона. Однако все это никак не отразится на сути нашего законопроекта, который предполагает, что все кандидаты выдвигаются в одномандатных округах, но один становится депутатом как победивший в этом округе, а другой может попасть в Думу как представитель той или иной партии, набравшей соответствующее число голосов в целом по России и преодолевшей пятипроцентный барьер.

- Насколько я понимаю, Центризбирком не поддерживает такого варианта организации избирательной системы?

- Центризбирком по чисто формальным основаниям считает, что наш закон поддерживать нельзя: он нарушает известное решение Конституционного суда о том, что каждый гражданин на выборах может иметь только один голос. ЦИК полагает, что в нашем варианте этот принцип нарушается, потому что, голосуя один раз, человек отдает как бы два голоса - и кандидату по одномандатному округу, и какому-то партийному списку. На мой же взгляд, это проблема чисто юридическая, и разные правоведы толкуют ее по-разному.

- Координационный совет центристских фракций поручил вам возглавить рабочую группу по модернизации думского регламента. Одна из главных его проблем - отсутствие механизма ускоренной переработки так называемого законотворческого мусора, то есть законов, не имеющих шансов быть принятыми. У вас уже есть идеи о том, как данную проблему следовало бы решать?

- Нам действительно нужно найти регламентную форму ускоренного прохождения таких законов. Здесь есть одна юридическая проблема, которую мы сейчас и пытаемся решить. Она связана с субъектом законодательной инициативы и его правами. Если, например, закон внесен депутатом прежнего созыва, который теперь в Думе не работает, и уже прошел Совет палаты, то ничего не мешает действующему депутату - по каким-то политическим или иным соображениям - объявить себя автором данного документа и потребовать его обсуждения, что называется, по полной программе. Здесь нам и надо решить, а как же урегулировать эту проблему, с одной стороны, не ущемляя депутатских прав, а с другой - не давая возможности кому бы то ни было фактически тормозить нормальную законотворческую работу всей Думы в целом.

- Какие еще части думского регламента нуждаются в обязательной модернизации?

- Проблемы нашего регламента я разделил бы на две группы. Первая категория - это проблемы чисто технологические, вроде той, о которой мы с вами только что говорили. Есть проблема, что относить к процедурным голосованиям, а что к таким, которые требуют голосов как минимум половины состава палаты. Есть и такая проблема, как прохождение через Думу законов, нарушающих статью Конституции об обязательном заключении правительства или же вообще противоречащих Основному закону. Дума имеет право и даже обязана их не рассматривать, но авторы таких законов часто утверждают, что для их проектов заключения правительства и не нужно или что они вовсе не противоречат Конституции. Арбитра же в подобного рода спорах в принципе нет. Так что это тоже в регламенте надо в обязательном порядке прописать.

Однако в регламенте Государственной Думы есть проблемы и политические, то есть затрагивающие интересы фракций, спикера палаты, ее Совета. Я бы назвал их проблемами полномочий в системе "председатель Думы - его заместители - Совет - лидеры фракций - комитеты - аппарат". Мы не исключаем, что изменения в регламенте коснутся и этой системы. Она почему-то многим кажется незыблемой, традиционно устоявшейся. Нам, представителям центристских фракций, так не кажется. Мы готовы взглянуть на нее по-новому исходя из накопленного опыта. Например, полномочия Совета Думы. В последний входят десять человек - девять лидеров фракций и спикер. Но есть и сама Государственная Дума, в которой соотношение сил совсем другое, чем в Совете.

- Когда можно ожидать завершения этой работы?

- Мы поставили перед собой задачу подготовить изменения регламента и обсудить их в рамках нынешней сессии. Речь может идти или о значительном количестве поправок - около 50-60, или же о попытке сделать даже новую редакцию регламента. Мы не хотим ломать все то, что уже наработано за восемь лет существования Государственной Думы, ведь регламент - это действительно своего рода внутренняя конституция парламента, и к его исправлениям надо относится осторожно. Но, с другой стороны, эти же самые восемь лет дали нам реальный опыт - и мы видим, что в регламенте неэффективно. Так что главная цель регламентной реформы все-таки не политическая, а технологическая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Украинские регионы становятся Россией до референдумов

Украинские регионы становятся Россией до референдумов

Иван Родин

Правительство РФ отменит финансовые поощрения для сотрудников управлений МВД по Крыму и Ростову

0
771
Обвиняемого заранее готовят к заточению

Обвиняемого заранее готовят к заточению

Екатерина Трифонова

0
599
На выборы возвращают атмосферу праздника

На выборы возвращают атмосферу праздника

Дарья Гармоненко

В некоторых регионах начали понимать, что "пересушили" провластную явку

0
584
В РФ к декабрю создадут автоматизированную систему анализа запрещенного контента "Окулус"

В РФ к декабрю создадут автоматизированную систему анализа запрещенного контента "Окулус"

0
390

Другие новости