0
1202
Газета Политика Интернет-версия

16.09.2003 00:00:00

Железнодорожный "Газпром" заработает в октябре

Тэги: мрс, ржд, реформа, глава, кандидаты, фадеев, касьянов


мрс, ржд, реформа, глава, кандидаты, фадеев, касьянов Железные дороги, говорите... Пусть будут и железные дороги...
Фото Reuters

До создания "железнодорожного "Газпрома", именуемого РАО "РЖД", "остались считанные часы", - заявил министр путей сообщения Геннадий Фадеев еще 12 сентября. Однако этот исторический документ до сих пор не подписан. По словам источника "НГ" в Белом доме, проект постановления был готов в аппарате правительства еще весной, а на стол к Михаилу Касьянову он действительно лег несколько дней назад. Но в этом документе отсутствуют некоторые немаловажные детали - а именно фамилии будущих руководителей компании. Вчера Михаил Касьянов заявил, что вопрос о руководителе РАО еще не решен. "По кандидатуре предложений в правительство не внесено, и мы продолжаем думать", - сказал премьер-министр.

В эти дни в Кремле и Белом доме продолжаются интенсивные консультации по кадровому составу исполнительных структур "РЖД". Времени на размышления почти не осталось: по словам Фадеева, РАО должно начать свою работу уже 1 октября. Именно в этот день должен быть подписан сводный передаточный акт, которым за "РЖД" будет закреплено имущество, передаваемое МПС в уставной капитал новой компании. Общий размер уставного капитала пока оценивается в 1 триллион 535 миллиардов 700 миллионов рублей.

Подбор кадров не случайно ведется так долго и тщательно. Ведь "РЖД" получит практически всю собственность МПС - по словам замминистра путей сообщения Анны Беловой, это примерно 95% объектов недвижимости железнодорожного транспорта (включая свыше 208 тысяч зданий и сооружений, заводы, локомотивные депо, 1,3 млн га земельных участков, 335 образовательных учреждений).

Кто же возглавит новую суперкорпорацию? По словам Геннадия Фадеева, вопрос этот должен быть решен до того, как правительство примет постановление о создании "РЖД". Правда, министр отказался назвать какие-либо имена. "В отрасли много достойных специалистов, кого надо, того и изберут", - отрезал Геннадий Фадеев. Между тем первый зам Фадеева Владимир Якунин заявил на днях, что президентом "РЖД" станет как раз Геннадий Фадеев, о чем официально будет объявлено до конца этого месяца. Кто в таком случае займет пост министра путей сообщения, Владимир Якунин не говорит, вероятность своего назначения отрицает.

Вот как прокомментировал обсуждение этой темы в правительстве председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике, член совета директоров РАО ЕЭС Валентин Завадников: "Пока идут две линии борьбы. Большая - кто будет президентом, и кто будет у него первым замом, будет ли один первый зам, или их будет много. Есть и некая суета вокруг того, кто будет председателем совета директоров. Я думаю, что скорее всего все решение будет принято в обычном стиле президента. То есть будет временное решение в лице министра Фадеева. В совет директоров, конечно, войдут представители Минтранса, МПС, Мингосимущества, непосредственно правительства. Главой совета директоров с большой вероятностью станет Христенко, который курирует вопрос о реформе железной дороги. Структура, конечно, большая и важная, но настолько неповоротливая, что может похоронить человека, который будет ей заниматься. Не думаю, что совет директоров могут возглавить Касьянов и Волошин. Последний к тому же является председателем совета директоров РАО ЕЭС".

Другие источники в Совете Федерации тем не менее настаивают, что и Касьянов, и Волошин претендуют на пост главы совета директоров "РЖД". Осведомленные люди упоминают в этом контексте и Германа Грефа. Версию с новым амплуа Касьянова подтверждает и наш источник в Белом доме. При этом, как отметил наш собеседник, Касьянов будет сохранять свой пост председателя правительства. Но в случае, если после думских выборов Касьянов уйдет из правительства и не получит иного высокого назначения, ему придется освободить и кресло главы совета директоров "РЖД" - поскольку его должен занимать высокопоставленный представитель исполнительной власти.

Впрочем, есть и иная версия: место главы "РЖД" при определенном раскладе может быть расценено как утешительный приз после ухода из правительства, или даже как переход на другую, не менее перспективную работу. Так в свое время вице-премьер Анатолий Чубайс по собственной инициативе возглавил РАО "ЕЭС". Источники в Совете Федерации говорят, что и Касьянов в данном случае проявляет инициативу и сам просится на новую работу. Более того, существует сценарий, при котором он уйдет, не дожидаясь итогов думских выборов, - но такое развитие событий кажется наименее вероятным.

К тому же совет директоров - это скорее наблюдательный орган, а рычаги управления будут находиться в руках президента компании. Именно вопрос о президенте считается наиболее принципиальным. Причем курируют его сразу три вице-премьера - Виктор Христенко, Владимир Яковлев (последний подключился к этой теме недавно) и Борис Алешин. Правда, пресс-секретарь Алешина Анатолий Баранов заявил "НГ", что "по имеющейся у меня информации этот вопрос не входит в компетенцию вице-премьера". Между тем в прошлую пятницу Алешин посетил в Мытищах Машвагонзавод. Железнодорожную тему, по информации "НГ", Алешин планирует продолжить и на этой неделе. В четверг вице-премьер отправляется в Тульскую область. На поезде, где в штабном вагоне МПС проведет совещание по вопросам развития машиностроения и железнодорожного транспорта. Вместе с Алешиным поедет и глава МПС Геннадий Фадеев.

Есть сведения, что у каждого вице-премьера - свое мнение по кадрам создаваемой компании. "Пока Христенко Алешина в данной лиге переигрывает", - отметил наш источник в правительстве. По его словам, Христенко проталкивает кандидатуру Фадеева. Кроме того, министра поддерживают влиятельные люди из питерских политических и бизнес-кругов, с которыми глава МПС знаком еще с тех времен, когда он был начальником Октябрьской железной дороги Ленинграда.

Оппоненты Фадеева ссылаются на его пенсионный возраст - министру уже 66 лет. Новую компанию, по этой версии, должен возглавить более энергичный менеджер - такой, как первый замминистра Владимир Якунин. На пост президента прочат и другого зама Фадеева - Александра Кузнецова, петербужца, близко знакомого с Путиным. В этом случае Фадееву, скорее всего удастся сохранить нынешние позиции главы МПС - но, как говорят осведомленные люди, максимум до весны.

"Я уже про себя столько разных вариантов назначения на разные должности слышал, что даже комментировать это не буду, - сказал в интервью "НГ" Владимир Якунин. - Потому что это совершенно бесперспективное дело. Чиновник работает там, куда его назначают. Но я, честно говоря, не склонен полагать, что существуют какие-то кадрового характера обстоятельства, которые задерживают выпуск постановления правительства. Когда такое постановление готовится, то, исходя из административной этики, как правило, эта кандидатура не прописывается: вписать имя дают возможность руководителю соответствующего ранга. Это процесс вообще очень сложный и очень ответственный. Поэтому здесь даже согласования проходят на уровне первых лиц. Хотя речь прежде всего идет о технологических проблемах. Мы заинтересованы в том, чтобы указанное постановление было подписано до завтрашнего-послезавтрашнего дня. Это связано опять-таки с технологией - с регистрацией, внесением в уставный капитал, проплатами налогов. И все это требует определенного времени".

"Мы свою часть завершили, - в свою очередь сообщил "НГ" полномочный представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов. - Вся необходимая для этого законодательная база уже подготовлена в рамках пакета законов о реформировании железнодорожного транспорта, которые приняты Думой еще весной".

Между тем утверждение Геннадия Фадеева о том, что "РЖД" начнет работать 1 октября, не совсем корректно, поскольку с юридической точки зрения работать общество начнет только после госрегистрации. А это возможно только когда правительство утвердит устав и другие учредительные документы "РЖД". Несмотря на оптимизм Фадеева, ситуация не столь однозначна. Так, например, корреспонденту "НГ" в пресс-службе МПС отказались сообщать какие бы то ни было подробности структуры управления общества, сославшись на то, что "все уже менялось так часто, что лучше дождаться решения правительства". Кроме того, сам факт передачи имущества не означает начала работы компании. По словам заместителя Фадеева Анны Беловой, "все мероприятия по урегулированию трудовых и имущественных отношений, связанных с созданием РАО "РЖД", должны быть завершены 23 октября этого года. С этого числа компания должна стать полноценным хозяйствующим субъектом".

Единственным твердо известным фактом является местонахождение офиса "РЖД". Аппарат управления разместится в зданиях по ул. Новая Басманная, д.2 и ул. Новорязанская, д.12. Аппарат МПС России расположится в здании по ул. Старая Басманная, д.11. При этом здания на Новой Басманной и на Новорязанской улице будут внесены в уставный капитал "РЖД".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1945
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4600
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2501
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2875

Другие новости