0
945
Газета Политика Интернет-версия

16.03.2004 00:00:00

Явка в обмен на трансферты

Тэги: выборы, явка, регионы


выборы, явка, регионы Кто олицетворяет будущее России: губернатор Хлопонин или президент Коков?
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Предварительные итоги выборов, обнародованные вчера в 10 утра Центр-избиркомом, – победа Владимира Путина с результатом 71,22 процента при явке 64,3 процента – ни для кого сюрпризом не стали. Даже степень активности избирателей оставалась интригой лишь до середины дня голосования. До «спущенных сверху» 70 процентов дотянуть не удалось, но декабрьские показатели значительно превышены. И все же нечто незапланированное и экстраординарное произошло. По явке – а именно она в кампании-2004 была главным индикатором – страна, по сути, раскололась на несколько неравных частей. На одних территориях к урнам выходят все как один и голосуют по советскому (туркменскому) образцу. А в других регионах граждане проявляют полнейшую апатию, и даже экстраординарные усилия чиновничества всех уровней и мастей не способны заставить население тратить выходной день на чисто ритуальное мероприятие. Иными словами, одни территории живут по приказу, другие – по уму. Такие тенденции были замечены и раньше, но, пожалуй, это первые выборы, когда данный феномен так сильно бросается в глаза.

Если бы у ведомства Александра Вешнякова было переходящее Красное знамя, его вручили бы президенту Кабардино-Балкарии Валерию Кокову. В возглавляемой им республике посещаемость составила 95,94%. На втором месте по явке оказалась Мордовия, где проголосовали 91,29% избирателей. На третьей ступеньке пьедестала почета – Ингушетия (91,09%), которая на этот раз обошла даже Чечню, традиционно дающую один из самых высоких в стране показателей явки на различных выборах. Чечня на четвертом месте. На пятом оказался Дагестан. Обе республики лишь чуть-чуть не дотянули до 90-процентной явки.

Передовики и аутсайдеры

Определились и аутсайдеры. Пятерку регионов, давших самые низкие по стране цифры посещаемости, составили Красноярская, Иркутская, Ивановская, Новгородская и Сахалинская области. Причем в этом списке самые низкие показателя не у таких депрессивных регионов, как три последних, а у промышленно развитых Красноярска и Иркутска. Это единственные два региона в стране, где президентские выборы, по сути, были провалены: явка тут не достигла искомых 50 процентов. Не помогло даже то, что глава Красноярского края Александр Хлопонин является членом Высшего совета «Единой России» и настолько близок к руководству страны, что рассматривался одно время аналитиками как кандидат в премьер-министры. Кстати, и его бывший коллега из «Интерроса» Дмитрий Зеленин выступил на «тройку с минусом»: подотчетная ему Тверская область наскребла по сусекам всего лишь 53,42 процентов.

В небольшом городке Иркутской области Киренске поставлен, похоже, рекорд этих выборов. Здесь явка составила всего 38%. В целом же, как сообщил «НГ» председатель облизбиркома Виктора Игнатенко, по сравнению с предыдущими президентскими выборами активность избирателей снизилась на 10%. Кроме того, и Владимир Путин набрал в Иркутской области меньшее количество голосов, чем в среднем по России. «Эти два важнейших индикатора указывают на то, – заявил «НГ» бывший спикер Законодательного собрания, депутат Сергей Шишкин, – что в Иркутской области не все в порядке с вертикалью власти. Низкие показатели отражают негативное отношение к региональной власти». А по мнению председателя облизбиркома, низкая явка стала реакцией на серьезные местные социально-экономические проблемы.

Однако социальных проблем не меньше, а скорее гораздо больше в Ингушетии и Кабардино-Балкарии, не говоря уже о Чечне. Но там, если верить официальным итогам, население шло на выборы как на праздник, да и за Путина голосовало дружнее, чем даже в его родном и относительно благополучном Санкт-Петербурге.

Иное и, похоже, более логичное объяснение дают наблюдатели низким цифрам на Новгородчине. Губернатор области Михаил Прусак, имеющий в регионе сильные позиции и непререкаемый авторитет, фактически отстранился от этой избирательной кампании. У главы региона давно не сложились отношения с «Единой Россией», которую он называл в свое время «братской могилой». Наконец, в избирательных комиссиях различного уровня в области сильны позиции КПРФ, и подсчет голосов тут проходит достаточно объективно. Можно предположить, что показатели явки на Новгородчине, где не заманивали избирателей к урнам кнутом и пряником, и есть наиболее соответствующие реальным настроениям российского электората.

Явка как показатель авторитаризма

Вывод же напрашивается вполне очевидный: активность на выборах жителей тех или иных регионов не связана ни с уровнем их жизни, ни с уровнем их правовой культуры. Хорошо голосуют не там, где хорошо живут, и не там, где знают на зубок Конституцию. А там – где волевые начальники и покорное население. Явка становится ярким индикатором степени авторитаризма и закрепощенности общества. В этом смысле президентские выборы дали больше полезной информации о стране, чем Всероссийская перепись населения.

Идеальные электоральные продукты, которые выдали на-гора кавказские и поволжские республики, не должны обольщать их кремлевских кураторов. Сегодня все население региона ставится под знамена Путина и «Единой России», а завтра, при перемене ветра, оно так же легко может быть отмобилизовано на противоположные цели. «Плохо голосующие» Красноярский край и Свердловская область – где люди принципиально не ходят на выборы без выбора – возможно, более надежная опора для любой власти, чем выстроенные в линеечку ханства.

Туркменский стиль голосования опасен и по другой причине. Явка, зашкаливающая за 90 процентов, обеспечивается прежде всего в дотационных регионах. Происходит своеобразная сделка: из федерального Центра в столицу республики уходят трансферты, а оттуда в Москву – правильно заполненные протоколы. Схема юридически безукоризненная, но политически чреватая. Если цены на нефть рухнут – найдутся ли деньги на покупку верноподданнических голосов? Не превратятся ли очередные выборы в орудие для шантажа?

И самое тревожное – вопиющая неоднородность российского электората. Это уже не многообразие Федерации, а как бы несколько разных стран в одной большой. То есть возвращение к ситуации СССР, где под одной политической крышей, спаянные одним гимном, пытались ужиться территории с тремя (если не больше) типами культуры – Прибалтика, славянские республики, а также Средняя Азия и Закавказье. Однажды вся эта искусственная конструкция рухнула. Консервация авторитарных режимов внутри Российской Федерации – это тоже мина замедленного действия. Так что итоги мартовских выборов – тревожный сигнал для тех, кто сегодня чувствует себя победителем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миротворческие усилия Трампа не дают результата

Миротворческие усилия Трампа не дают результата

Геннадий Петров

Попытки президента США помирить Россию и Украину могут закончиться

0
1375
В белорусских школах сотовая связь отменяется

В белорусских школах сотовая связь отменяется

Дмитрий Тараторин

Как ученики, так и учителя должны отказаться от пользования мобильниками

0
1036
Литва раздумывает о восстановлении ранее осушенных болот на границе с Белоруссией

Литва раздумывает о восстановлении ранее осушенных болот на границе с Белоруссией

0
668
Минобороны вернулось к ситуации осени 2023-го

Минобороны вернулось к ситуации осени 2023-го

Иван Родин

Бойцов "Вагнера" будут признавать ветеранами СВО задним числом

0
1426

Другие новости