0
1062
Газета Политика Интернет-версия

04.11.2004 00:00:00

Антилиберальная победа в глобальном масштабе

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - доктор политических наук, директор Научно-образовательного форума по международным отношениям.

Тэги: сша, выборы, последствия, либерализм


Победа Буша в Америке – вряд ли «большой подарок» России. Во-первых, американцы выдали ему новый мандат на проведение внешней политики с позиции силы, которая была хороша для нас до тех пор, пока не против нас была направлена. Понять же, где теперь остановится американский президент в своей пылкой жажде переустроить земной шар согласно собственным представлениям о добре и зле, совершенно невозможно. Зато можно быть уверенным, что интерес США к закреплению в зоне Кавказа и Центральной Азии не уменьшится.

Во-вторых, Москва привыкла уповать на дружбу российского президента с американским, но за эту дружбу Буша в Америке много и жестко критиковали. Пока Буш готовился в выборам, он не хотел поддаваться рекомендациям критиков и во многом их просто игнорировал. Теперь он чувствует себя сильным и уверенным в себе. А дружба с Путиным, как ни приятна лично Бушу, не так уж ему и необходима.

В-третьих (по порядку, но не по значению), антилиберальный накал республиканцев и так сильно поменял политическую атмосферу в Америке. Теперь он еще больше будет переливаться за пределы ее границ и стимулировать сходные тенденции повсюду – в том числе в России. Соединенные Штаты, которые 15 лет назад всей мощью стимулировали в нашей стране демократические процессы (как их понимали советники Клинтона), сегодня могут оказаться источником совсем других влияний. Фактически ужесточение правления в России, и прежде протекавшее – случайно или нет – параллельно с его ужесточением в США, может ускориться. Российские либералы понесли, образно говоря, 2 ноября не менее тяжелое поражение, чем американские, и радоваться этому нет особых оснований.

Республиканцам было не очень много дела до свободы слова в России, да и вопросы прав человека они были склонны понимать в довольно минималистском ключе. С одной стороны, это облегчало положение российских дипломатов, которым удавалось смягчить критику в адрес Москвы по поводу Чечни. С другой, чем более свободной будет себя чувствовать российская власть от «всевидящего ока» международных наблюдателей, тем сильнее для нее соблазн вообще наплевать на права российских граждан. Бороться с терроризмом надо, но как удержать чиновников от отказа от презумпции невиновности. И с злоупотреблениями в банковской сфере надо бороться, только кто «даст по шапке» российским банкирам, которые хотят лишить россиян права вынимать свои собственные вклады из банков по первому требованию? Всего не перечислить.

Но самое главное, та атмосфера торжества воинственного республиканизма, которая воцаряется в Америке при нашей психологической зависимости (хоть мы и стремимся не признавать ее) от нее, неизбежно будет индуцировать новые антилиберальные тенденции в нашей стране. Правление Ельцина приучило нас ошибочно думать, что либерализм – это плохо, потому что под его прикрытием олигархи «разворовали страну» и ограбили народ. Сейчас, когда время олигархов, кажется, прошло, пора бы уяснить хотя бы себе: либерализм – это прежде всего забота о человеке, потому что человек – это и есть индивид и личность. Просто в России все, как всегда, «поперек»: на исходе советской истории мы заговорили о «социализме с человеческим лицом», но было уже поздно.

Сегодня самое время говорить о том, что человеческое лицо не помешало бы и российскому либерализму. Его беда, что найти такое лицо в 90-х годах не удалось. Но тем важнее найти его сегодня. Потому что альтернативой либерализму с человеческим лицом – в случае запредельного усиления авторитаризма – может оказаться «государственничество с лицом зверским». Умеренное государственничество, стабилизирующее воздействие которого принесло популярность политике Путина в начале 2000-х годов, отчасти оттого и было умеренным, что ему противостояли либералы. Путин избегал крупных неудач, так как он хорошо владел техникой лавирования между либералами и государственниками. Сегодня равновесие между двумя группами разрушилось и либералы утратили былое влияние на настроения избирателей и власть. Соответственно появилась опасность чрезмерного крена в сторону государственничества, а оно стало довольно быстро прорастать радикальными взглядами. Каждый новый удар по либералам – толчок этому процессу. Американские новости – очередной такой удар.

Либерализм нам необходим для равновесия политической системы. Вот почему либералов надо бы беречь и хранить, как раритеты. Только быть либералом – даже с человеческим лицом – становится все труднее. Как несколько неожиданно выяснилось – не только в России. Таким оказался непрогнозировавшийся итог американских выборов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1317
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3466
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1961
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2252

Другие новости