0
3314
Газета Политика Интернет-версия

30.06.2011 00:00:00

Недоверительные соцопросы

Тэги: власть, общество, рейтинг, опросы


власть, общество, рейтинг, опросы

По данным последних опросов российских социологов, наметилась тенденция к снижению общего рейтинга отношения к власти. При этом градус доверия к действующему главе государства Дмитрию Медведеву по-прежнему ниже, чем к премьеру Владимиру Путину. Эксперты «НГ» считают это довольно тревожным явлением, которое может в конечном итоге привести к дестабилизации всей политической системы.

Рейтинг доверия к президенту Дмитрию Медведеву за месяц снизился на 5%, одобрения – на 3%. Сейчас 33% опрошенных заявляют о доверии главе государства и 66% одобряют его деятельность. Таковы данные июньского социологического опроса Левада-Центра, опубликованные вчера. В то же время рейтинги премьер-министра Владимира Путина остались на том же уровне, что и месяц назад, – 41% и 69% соответственно.

Получилось, что уровень доверия и одобрения премьер-министра на 8% и 3% превышают президентские показатели.

Опросы фонда «Общественное мнение», в свою очередь, показывают снижение рейтинга как у Путина, так и у Медведева. Так, уровень доверия президенту упал с 56 до 54% к концу июня. Рейтинг доверия премьеру в июне снизился на 3%, с 59 до 56%.

При этом глава государства провел первый летний месяц крайне плодотворно. В День защиты детей президент озаботился вопросами материнства и детства, вручив медали многодетным родителям. На встрече с главой Минюста Александром Коноваловым Дмитрий Медведев обсудил либерализацию УК, согласившись на введение исправительных работ и сократив список преступлений, которые караются лишением свободы.

Много внимания президент уделил и экологии. Хотя достичь компромисса с «зелеными» по Химкинскому лесу президенту так и не удалось, позднее он предложил внести ряд изменений в природоохранное законодательство, а также отчитал Минприроды и правительство за нерасторопность.

Ряд важных заявлений был сделан Медведевым на Петербургском экономическом форуме. Глава государства заявил о возможных изменениях в органах власти на всех уровнях, означающих децентрализацию, и предложил расширить границы Москвы, создав «столичный федеральный округ». В конце месяца Дмитрий Медведев не забыл поздравить выпускников российских школ, дал очередное интервью, на этот раз газете Financial Times, и предложил выдвинуть губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко на пост главы Совфеда.

Премьер же в последнее время в основном упоминался в контексте своих традиционных поездок по стране и активного наблюдения за деятельностью им же создаваемого Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Президент Института национальной стратегии (ИНС) Михаил Ремизов не видит в некотором падении рейтингов президента и сохранении прежних позиций премьера ничего удивительного. Поскольку «благодаря инициативе Путина с ОНФ получился достаточно ранний старт парламентской избирательной кампании – фактической, не юридической». В ходе этого раннего старта премьер и сформировал свою политическую повестку, которую можно назвать умеренно популистской. Она ориентируется на широкие группы населения, обещает им социальные гарантии, новые рабочие места, в общем, дает сигнал о том, что государство их не бросит, поясняет Ремизов.

То есть получается, премьер постоянно выступает с ярко выраженными патерналистскими посланиями к народу, тогда как президент в это же время говорит о дальнейших шагах по политической модернизации, децентрализации власти, снижении избирательного барьера, сокращении роли государства в экономике. «Иначе говоря, выступает по темам, которые более важны для элитных групп, чем для массовых», – считает глава ИНС. По мнению Ремизова, это связано с тем, что президент в отличие от премьера, фактически участвующего в парламентской избирательной кампании, участвует скорее в неформальных праймериз президентских выборов среди правящей элиты. Эксперт считает, что главе государства в ходе таких праймериз критически важно услышать именно мнение различных элит – медиа-, бизнес-, высшей части бюрократии, но все эти президентские обращения не находят «широкого и радостного отклика в сердцах российских граждан».

Впрочем, по упоминаниям в федеральных СМИ лидерство в последние месяцы принадлежит именно Дмитрию Медведеву. Так, в период с апреля по июнь число сообщений в СМИ, посвященных главе государства, достигало уровня 30–35 тыс., в то время как премьеру за аналогичный период времени было посвящено от 20 тыс. до 25 тыс. сообщений (см. график, предоставленный информационно-аналитической системой «Медиалогия» специально для «НГ»).

«В последнее время Дмитрий Медведев буквально сыпал инициативами, за реализацию которых ни с кого потом не спрашивал, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Это вызвало раздражение и у населения, и у элит». Однако отделять рейтинг президента от рейтинга премьер-министра, по мнению эксперта, вряд ли стоит. «Совершенно очевидно, что рейтинг Медведева представляет собой тень рейтинга Владимира Путина, – отмечает политолог. – Для того чтобы он стал настоящим, необходимо разрушить властный тандем».

К тому же достоверность подобных рейтингов и их результаты у опрошенных «НГ» экспертов вызывают некоторые сомнения. «Весь вопрос в том, как к ним относиться, – считает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – С одной стороны, людям проще сказать, что они поддерживают власть, с другой – им просто не с чем, точнее не с кем сравнивать».

Вместе с тем в условиях отсутствия выборов и реальной политической конкуренции рейтинги все же нельзя полностью игнорировать. «Опросы – это суррогат, которым пользуется власть, не имея действенной обратной связи с обществом, – замечает Петров. – Власть на них ориентируется, и в зависимости от динамики, которую показывают опросы, она строит свою политику».

Данные опросы, подметили почти все эксперты «НГ», выявляют другую тревожную составляющую – зависимость рейтинга власти в целом от фигуры Владимира Путина. «Если что-то вдруг случится с рейтингом Путина, это отразится на стабильности всей выстроенной им политической системы», – уверен, к примеру, Николай Петров.

Таким образом, можно резюмировать: по сути, президент и премьер работают сейчас на разные целевые аудитории. Обе аудитории крайне важны, но они разные, и одна из этих аудиторий, на которую ориентирован президент, гораздо меньшая и соответственно меньшее влияние оказывает на рейтинг доверия, одобрения его действий.

Не стоит, впрочем, забывать и о том, что в мае–июне именно Дмитрий Медведев находился под перекрестным огнем постоянных вопросов о его участии в выборах 2012 года. «И невозможность дать определенный ответ на этот вопрос, продиктованная какими-то правилами игры и существующими в тандеме договоренностями, безусловно, и создает его некую политическую уязвимость, – предполагает Михаил Ремизов, – и это общество тоже видит».

В то время как у премьера есть очень внятный и простой вопрос, почему он ведет ОНФ на парламентские выборы. И результаты этих выборов он может расценивать как некую заявку в контексте 2012 года. Именно Путину сейчас вполне удобно с чистой совестью сказать, что, мол, давайте подождем результатов выборов и тогда поговорим. У президента такого аргумента нет. Для общества он по-прежнему остается надпартийным и в парламентских выборах не участвует. Именно эта полоса уязвимости для Медведева сейчас особенно ощутима, и ему необходимо пройти этот период с наименьшими потерями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2859
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2289
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3821
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1151