Депутат Госдумы Анастасия Удальцова проявляет активность в рядах фракции КПРФ. Фото с сайта www.duma.gov.ru
«Левый фронт» (ЛФ) все-таки опубликовал полное решение исполкома от 31 марта. Там, с одной стороны, говорится о неизбежности идеологической чистки, а с другой – делается явная попытка не дать ее провести руками старших товарищей из КПРФ. Документ подтверждает ведущую роль в движении депутата Госдумы Анастасии Удальцовой. Она и состоит в рядах думской фракции коммунистов, но, похоже, намерена сохранить контроль над ЛФ за собой на политическую перспективу. Эксперты согласны, что как для нее, так и для КПРФ движение представляет собой активистский, кадровый и уличный ресурс. ЛФ укрепляет шансы Удальцовой на переизбрание в Госдуму-2026, а партии он позволяет расширить долю протестного электората. Но прежде ЛФ предстоит очистить от несистемных элементов.
После публикации «НГ» о наметившемся расколе в ЛФ (см. «НГ» от 01.04.24) от движения последовало официальное опровержение: «ЛФ сохраняет свое единство. В организации состоялась дискуссия, некоторые члены руководящих органов объявили о выходе. Это нормальная ситуация, которая не влияет на работу организации в целом». В этом заявлении подтверждено, что ЛФ стоит на левопатриотических позициях и сохраняет прежнее отношение к СВО – активисты ЛФ участвуют в спецоперации, имеют боевые награды, занимаются сбором гуманитарной помощи бойцам и жителям Донбасса.
Опубликовано и решение исполкома, которое до этого вроде бы оставалось тайным. Чисто большевистского единства в голосованиях по тем или иным пунктам не наблюдается, наоборот, подчеркнуто демонстрируется демократичность обсуждения. Как ранее и писала «НГ», рассматривались предложения, во-первых, «в связи с усложнением внутриполитической обстановки – провести переучет членов ЛФ», во-вторых, «организовать оргкомитет по проведению переучета и подготовке к съезду». В состав оргкомитета, в частности, вошла и супруга лидера ЛФ Сергея Удальцова (внесен в список террористов и экстремистов) – Анастасия Удальцова, а также еще семеро руководителей ЛФ. Дата съезда пока не определена.
Было внесено и строгое порицание сооснователю ЛФ Леониду Развозжаеву «за нетоварищеское поведение». А уже следующим пунктом говорится об удовлетворении его заявления о выходе из исполкома ЛФ и самого ЛФ. При этом дальше порицание сделано и оппоненту Развозжаева – члену Совета ЛФ Константину Грохольскому – также «за нетоварищеское поведение». Любопытно, что именно последнего Развозжаев теперь уже открыто обвиняет в критике СВО, объясняя, почему сам он и обзывал бывшего коллегу «бандеровцем». Также Развозжаев прямо признал, что прежде при наличии бесспорного лидера радикально-несистемные поползновения отдельных активистов ЛФ удавалось сдержать. «В ЛФ обострилась внутренняя борьба, есть расхождения по СВО и отход части членов от марксистско-ленинских принципов. Анастасия Удальцова пытается пожар потушить и заняла примирительную позицию. Раньше Анастасия была занята своими делами, теперь есть надежда, что к ней прислушаются – и она спасет организацию», – пояснил он. И напомнил, что Удальцова имеет опыт сохранения ЛФ в ходе первого срока мужа с 2013-го по 2017 год. Однако теперь она занята активно депутатской деятельностью, так что не совсем понятно, нужна ли ей несистемная и незарегистрированная организация.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что ЛФ был создан в другое время и фактически в другой стране: «Теперь ЛФ маргинализировался, но его существование напоминает, что есть левое движение, а для КПРФ, которая ранее эксплуатировала идею широкой коалиции народно-патриотических и левых сил, это живое подтверждение наличия оных. Ресурс это для Удальцовой или лишние риски – зависит только от нее самой. Вот ее супруг затеял было праймериз левых кандидатов и настроил против себя и руководство КПРФ, и модераторов внутренней политики. Активисты и волонтеры нужны, а несогласованная активность – нет».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил «НГ»: «ЛФ – это семейное предприятие, поэтому обеспокоенность судьбой организации объяснима. Да и во фракцию КПРФ Анастасию приняли не за красивые глаза, а из-за того что она состоит в управлении союзнической для партии организации. А на ЛФ у КПРФ свои виды, партии нужна эта организация и на улице, и на выборах». И хотя Удальцова вполне успешно встроена во фракцию КПРФ, ее личные позиции такой актив, как ЛФ, все-таки усиливает. Но только в том случае, если организация подконтрольна. Поэтому и шансы на переизбрание от КПРФ в Госдуму в 2026-м этот актив усиливает.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «Удальцова встроена в работу КПРФ, но ЛФ – это и ее личный ресурс влияния на партию, хотя и для КПРФ – это тоже ресурс. ЛФ – это и активисты на митингах, и волонтеры, и кандидаты на выборах, и часть муниципальных и региональных депутатов. Да и демонстрация союзнических организаций, коих, по словам коммунистов, у них полсотни, тоже нужна для укрепления собственных позиций на левом фланге». Однако, по его словам, стоит задача не просто сохранить ЛФ в союзниках, а сделать так, чтобы он не противоречил партии, не устраивал несогласованных инициатив, вроде тех же праймериз для отбора левых кандидатов в президенты. Так что для КПРФ действительно важен ленинский подход, когда союзники действуют под руководством партии, а не самостоятельно. «В ЛФ привыкли за годы существования сами принимать решения, вести свою линию, так что теперь с неохотой принимают необходимость все согласовывать с КПРФ. Но реалии таковы, что если незарегистрированная организация не прикроется системной партией, то могут быстро возникнуть проблемы с государством. Для КПРФ и до СВО ЛФ был безусловно своим ресурсом, но после начала спецоперации стал еще и риском. А Удальцова хочет сохранить этот актив, чтобы действительно усилить свои позиции в глазах руководства партии», – подчеркнул Макаркин.