Применение тюремными конвоями штатных спецсредств предполагается расширить и упростить. Фото с сайта www.fsin.gov.ru
Госдума утвердит 20 января законопроект, который направлен на совершенствование «регламентации применения спецсредств» при конвоировании осужденных и обвиняемых. В качестве обычной практики разрешат использовать наручники во время перевозки больших групп. Востребованность новых положений закона РФ «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» подтверждается тем, что до второго чтения они дошли без изменений. Появилась лишь одна поправка – перечень исключений из требования о более гуманном обращении с преступниками женского пола.
Тот факт, что правительственные законопроекты, направленные на дополнительное регулирование правоохранительной сферы, проходят через Госдуму без существенной редактуры, как представляется, свидетельствует не только о высокой степени согласованности подобных инициатив. Но и, конечно, об их актуальности для всех ведомств, заинтересованных в новых правовых нормах.
Поправки в действующий закон РФ, что указывает на его появление до принятия Конституции 1993 года, «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС)», как уже писала «НГ», решает серьезную проблему (см. «НГ» от 04.11.25). Уточняется ряд правил конвоирования осужденных и обвиняемых, что упрощает для тюремщиков процедуры обращения именно с опасными преступниками. Например, их можно заковывать при необходимости в наручники, и это не будет считаться применением спецсредств. А значит, конвоиры не должны будут немедленно сообщать о таких фактах своим начальникам, а те не будут обязаны ставить в известность прокуратуру, уполномоченную проверять инциденты, связанные с использованием этих спецсредств.
«НГ» указывала, что в законах, появившихся до 1993 года, сплелись две тенденции. Более ранняя, когда власти хотели подальше уйти от ассоциаций с ГУЛАГом, и позднейшая, когда это их уже почти перестало волновать. Поэтому-то в том же законе об УИС в 2016-м появились положения о широком перечне оснований для применения спецсредств к обвиняемым и осужденным. Однако теперь и эти прежние новации, видимо, уже устарели. И в пояснительной записке к утверждаемому ныне депутатами законопроекту сказано о фигурантах 33 статей Уголовного кодекса как об особой категории опасных преступников: «Применение наручников в отношении указанных лиц обусловлено общественной опасностью, наличием случаев совершения преступлений с их стороны в исправительных учреждениях УИС, а в ряде случаев их идеологической приверженностью (ч. 1 ст. 205. 2, ч. 3 ст. 212 УК). Кроме того, не исключено влияние на указанную категорию лиц как со стороны осужденных, приверженцев экстремистской и террористической идеологии, так и иных лиц за пределами учреждений УИС». Среди этих 33 уголовных статей, кстати, около трети пресловутых «политических». То есть предусматривающих такие преступления, скажем, проявления терроризма или экстремизма, которые могут быть и реальными, и как бы «притянутыми» по отношению к противникам власти. К примеру, та же ст. 212 о массовых беспорядках может применяться против участников и волнений в колониях, и несанкционированных митингов протеста.
Любопытно, что в первоначальном тексте законопроекта была норма о том, что женщин конвоировать в наручниках вообще нельзя. За этой фразой, конечно, скрывались некоторые исключения, упомянутые в иных статьях закона об УИС, однако в пояснительной записке особое обращение с преступницами было представлено актом гуманизма. Однако теперь он потерялся в указании на еще более широкий список исключений. Например, к женщинам, обвиняемым или уже осужденным по одной или нескольким уголовным статьям из списка 33, отношение будет настолько же жесткое, что и у мужчинам – террористам, экстремистам, диверсантам, изменникам и прочим врагам страны и государственной власти.

