Архиепископ Арсений: Вышел первый том "Православной энциклопедии". В связи с этим нам нужно обсудить некоторые моменты, с которыми мы столкнулись в процессе работы. Например, некоторые редакторы, увидев предстоящий объем работ, отказались трудиться. В этой связи пришлось существенно обновить редакционный состав. Также нам необходимо обсудить некоторые статьи, которые требуют пристального внимания. Особые вопросы возникают со статьями, посвященными ХХ столетию. Пишутся статьи, посвященные известным личностям Православной Церкви, которые принимали участие в историческом Соборе 1918 года и которые потом подверглись репрессиям со стороны государства.
Многие материалы недавно стали доступными для историков Церкви. Некоторые из них оказались спорными, так как появляются все новые документы и свидетельства. Не претендуя на бесспорность наших утверждений, оставляем все-таки за собой право анализировать деятельность той или иной исторической личности, опираясь на доступные нам материалы. Естественно, что та или иная трактовка становится предметом дискуссии. Также есть вопросы, посвященные курированию готовящихся к изданию очередных томов энциклопедии. Естественно, что сразу 25 томов охватить невозможно, но материал все время прибавляется. Следует учитывать, что в связи с осложнением отношений между Московским и Константинопольским Патриархатами возникают трудности с получением документов, связанных с историей его деятельности. В Константинополе всячески стараются затянуть эту работу. Подобные сложности наблюдаются и в работе с представителями Греческой Православной Церкви. Многие люди, которые были ответственны за выполнение этого проекта, сейчас отошли от работы. Зато очень хорошо наладились отношения с представителями Грузинской патриархии. Очень помогают сербы, а вот с болгарами есть сложности. Болгарская Церковь относительно небольшая и основные силы у нее уходят на преодоление возникшего раскола. Вопросы, связанные с богословием, лучше адресовать отцу Макарию, так как я отвечаю за общее руководство проектом.
Архимандрит Макарий: Стоит отметить, что энциклопедия не только содержит массу научно-исторических материалов, но и несет многочисленные вопросы и проблемы. Были уже поставлены вопросы проблематичного развития церковной науки. Ставился вопрос о консолидации образовательных и научно-исследовательских процессов в духовных учебных заведениях. Следует учитывать учреждение стипендий имени Митрополита Московского и всея Руси Макария. Хочется, чтобы стипендиаты вносили свой вклад в написание статей.
Сейчас решается вопрос об учреждении агиографического совета, который будет стимулировать работу по жизнеописанию русских святых. На сегодняшнем литсовете рассмотрены некоторые статьи, вызвавшие разногласия и споры. Я должен сказать, что наша литсоветовская жизнь несколько ослабилась. Возможно, было бы полезно учредить малые литсоветы, которые работали бы с отдельными статьями и собирались ежемесячно. Чтобы материал, попадающий на страницы энциклопедии, одновременно отражал и мнение науки на данный момент по конкретному вопросу и предотвращал появление идей, которые недопустимы в тех или иных статьях. В связи с этим рассмотрен ряд статей богословского характера.
- Каков бюджет этого проекта и какую часть его составляют средства, выделенные из госбюджета?
Архиепископ Арсений: На данный момент я мало что могу сказать, поскольку за бюджет не отвечаю и с финансовыми вопросами не сталкивался. По этому вопросу вы можете связаться с Сергеем Дмитриевичем Кравцом. Могу сказать, что со стороны государства есть поддержка издания. На первое издание была выделена определенная сумма. Но руководство фонда энциклопедии не останавливается на достигнутом и старается привлечь людей, которые могли бы финансово поддержать издание. Есть и руководители регионов и крупные финансовые структуры нашего Отечества, которые оказывают нам поддержку. Таким образом, нам удается регулярно издавать в сжатые сроки тома энциклопедии.
- Энциклопедия является своего рода православным проектом ХХI века. Но в адрес некоторых статей были серьезные критические замечания. В частности в том, что серьезные статьи по серьезным богословским темам были поручены людям, которые не только не имеют научных званий, но и никак не зарекомендовали себя в богословских дисциплинах как серьезные ученые. В частности, я имею в виду статью про "агапу", на которую обратил внимание игумен Иннокентий (Павлов) в своей статье, опубликованной в "НГ-религиях" в # 4 от 28.02.2001 г. Эта тема как-нибудь обсуждалась? А то получается, что в "Православной энциклопедии" слово "агапа" взято в кавычки. То ли это просто опечатка, то ли редакция энциклопедии не считает это христианским термином, то ли это позиция автора, которая была пропущена редакторами┘
Архиепископ Арсений: Мне сложно сказать, чем руководствовался автор. Со своей стороны могу заявить, что статья об агапе большей частью сводилась к тому, что делали в братстве "Сретения", духовником которого является отец Георгий (Кочетков). И проводимые там агапы в какой-то мере сводились к евхаристии. Большая часть людей считала, что это недопустимо. Автор, который писал эту статью, опирался на материалы, выпущенные этим братством. Поэтому статья не является критической, она просто описывает то, что происходило.
- А если богословская комиссия решит, что "Православная энциклопедия" пошла на поводу мнений авторов, публикуемых в газетах? Это же более фундаментальное издание.
Архиепископ Арсений: Все-таки это не критическая статья. И поэтому она помещена в "Православной энциклопедии".
- Ее автор преподает французский язык в Санкт-Петербургской академии. Неужели не нашлось в Церкви специалистов более серьезных. Ведь мы знаем десятки имен серьезных литургистов, которые могли бы написать подобную статью.
Архиепископ Арсений: Не могу сказать, почему именно ему поручено это сделать. Возможно, он интересовался этим вопросом. Люди, когда приходят в Церковь, всем интересуются, и чем таинственнее, тем интереснее. Мне трудно сказать, чем он руководствовался, но статья, написанная им, является обзором и древних, и современных агап.
- На букве "а" планируются статьи, посвященные деятелям Зарубежной Церкви, в частности митрополиту Антонию (Храповицкому). Будет ли учитываться позиция РПЦЗ при описании таких значимых фигур церковной истории?
Архимандрит Макарий: Обязательно. В данном случае конкретное лицо, которое принимает с их стороны участие в работе над энциклопедией, это владыка Лавр Сиракузский. Конечно, не все, что просит РПЦЗ, учитывается. Например, они могут просить, чтобы мы не упоминали факт обращения епископов к руководству третьего рейха, но вряд ли это произойдет.
- Вы говорили, что на заседании литсовета обсуждались некие спорные интерпретации деятельности тех или иных церковных иерархов в XX веке. Не могли бы вы уточнить и назвать спорные персоналии?
Архимандрит Макарий: Вопрос о деятельности того или иного иерарха очень подробно изучается отцом Дамаскином (Орловским), который связан с архивами бывшего КГБ. Это для нас очень важно. Ведь когда речь идет о канонизации, то нельзя допускать какую-либо ошибку. С другой стороны, мы прекрасно видим разных личностей, которые остались стойкими до последнего своего вздоха. И мы видим личности, которые на каком-то этапе сломлены той ложью и неправдой, которая обрушилась на них.
- Когда планируется выпуск второго тома?
Архиепископ Арсений: Сначала мы отпразднуем десятилетие нашей редакции, а потом к концу первого полугодия, я думаю, он выйдет в свет. Если ничего не сорвется. Мы зависим от своего рода живоносного источника, а он не всегда в бюджете налицо.
Архимандрит Макарий: Сдача второго тома уже идет в редакции.
- На заседании создалось впечатление, что в основном задействованы силы Московской духовной академии. Почему на заседании литсовета не было представителей Санкт-Петербургской духовной академии?
Архимандрит Макарий: На заседании в мае-июне прошлого года их представители были, но особого желания не проявили. Есть и трудности организационного характера.
В интервью использованы вопросы представителей агентства "Благовест-инфо" и интернет-сайта "Страна.ру".