0
1838
Газета Печатное дело Интернет-версия

11.10.2000 00:00:00

Священник о шестидесятниках

Тэги: Ходанов, Окуджава, Галич, Тальков


Священник Михаил Ходанов. Спасите наши души. О христианском осмыслении поэзии В.Высоцкого, И.Талькова, Б.Окуджавы и А.Галича. М.: "Отчий дом", 2000 г. 165 с.

Читателю предлагается аргументированная и любопытная трактовка текстов самых знаменитых бардов советской поры, если не считать младшего по возрасту да и по степени одаренности Игоря Талькова. Трактовка тем более интересна, что предпринята она не просто христианином, но священником, причем в отличие от дежурно скандальных авторов круга журнала "Наш современник" Михаил Ходанов не одержим неофитским горением, не спешит отделить зерна от плевел. Его понимание шире, он не укладывает поэзию в прокрустово ложе идеологической "потребы".

Впрочем, читательские недоумения возникают с первых же строк. "Возрождение традиционной нравственности, основанной на христианстве", "возвращение людей на уровень отношений привычного естественного добра" - эти, безусловно, важные социальные функции едва ли способны исполнять мятежные и мятущиеся натуры, каковыми в новое время являются поэты. Уж если Платон относился к ним с подозрением, то вдвойне удивительно, что священник надеется на то, что тонкий инструмент поэтического творчества можно приспособить в утилитарном смысле на служение социуму.

Автор полемизирует с мэтрами жанра осуждения - Станиславом Куняевым, Олегом Платоновым. И прописывает крамольную мысль о том, что по силе воздействия на умы и совесть не было равных Солженицыну и Высоцкому, который нигде не высказался по поводу призыва "жить не по лжи", но в отличие от многих и многих говоривших этот жестокий принцип осуществил.

Еще одно важное наблюдение: слава не вызывала у Высоцкого "обостренной жажды учительства и господства над живыми душами".

"Искушение пьянством, блудом и разного рода эпатажными выходками свойственно многим гениям как в России, так и во всем мире". Такое прекрасное мягкосердечное объяснение мог сформулировать только христианин, не желающий предавать идеалов своей юности.

Рассуждения о посмертии некрещеного поэта - расхожая тема в нынешней околоцерковной среде. Оставим нюансы интересующимся, равно как и разработку тем, "почему поэт не пришел в Церковь", "чем был чреват для рядового батюшки разговор с молодым мужчиной". К сожалению, религиозная литература неуклонно погружается в причудливый этнографический водоворот, которому не могут противостоять даже те, кто понимает опасность маргинализации веры. Отец Михаил Ходанов вынужден говорить на причудливом языке, но в его книжке остается место для "молчаливого благовестия".

Разговор о наследии Булата Окуджавы начинается с обнародования факта его крещения незадолго до смерти, даже названо его крещальное имя - Иоанн, даже указано, что само таинство поэт принял под влиянием жены. Собственно, анализа творчества читатель не отыщет, поскольку автор лишь противопоставляет лирическую музу Окуджавы ложному пафосу Вознесенского и Евтушенко.

Александру Галичу выставлен упрек в авторстве песни "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля┘", "антиарабских настроениях", "иронии и пренебрежении по отношению к русскому этносу", который "и революцию делал, и сталинизм утверждал, и храм Христа Спасителя ломал".

И ладана запах, как запах приютского хлеба,

Ударит в меня и заплещется в сердце моем...

Не выбросить строчек этих, не забыть. Ими завершается краткий разговор о Галиче.

Игорь Тальков - фигура, безусловно, не равная бардам советской поры, и автор это понимает. О нем меньше известно, прозвучал он на закате советского рока, умер в безвременье, признан патриотами "партийным" певцом. Все это разжижает образ, который пробует собрать в нечто цельное отец Михаил Ходанов. Обругав походя Иосифа Бродского за отсутствие правильной любви к отчизне, автор цитирует Талькова. Увы, поэзия не подчиняется таким меркам, не влезает в партийные рамки. В истории уже были попытки подогнать рифмованные строчки под эпоху: Троцкий, Бухарин, Сталин высказывались о Есенине и Маяковском, но какое отношение эти высказывания имели к поэзии? "Талькова не любят за патриотизм". Что можно возразить? Архиепископ Иоанн Шаховской написал книжку о неправославности Льва Толстого и православности баснописца Ивана Крылова очень убедительно и доказательно. Но оба, православный и уличенный, остались на своих местах в культуре, над которой цензура властна лишь до времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1405
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1043
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1173
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1230

Другие новости