0
1339
Газета Тенденции Интернет-версия

02.10.2002 00:00:00

Католическое меньшинство Польши

Андрей Стародуб

Об авторе: Андрей Юрьевич Стародуб - научный сотрудник Института археографии Национальной академии Украины.

Тэги: польша, католики, украина


Украинско-польские взаимоотношения отягощены различного рода недоразумениями, корни которых уходят в историю. Например, межгосударственные отношения омрачают неоднозначная оценка сторонами таких событий, как украинско-польская война 1918-1919 гг., операция "Висла" (в ходе которой 150 тыс. украинцев в 1947 г. насильственно переселили на бывшие немецкие земли. - Прим. ред.), а также деятельность Организации украинских националистов (ОУН) и ее вооруженного формирования - Украинской повстанческой армии (УПА).

Историю нельзя изменить. Можно лишь постараться взглянуть на нее без эмоций. Серьезную роль в этом могли бы сыграть представители христианских Церквей. Сам факт взаимодействия священнослужителей Римско-Католической и Греко-Католической Церквей был бы неопровержимым признаком положительных изменений.

Однако над отношениями между украинскими и польскими Церквами тяготеет груз недоразумений, который затруднял, а во многих случаях фактически делал невозможным их участие в конструктивном диалоге. Без преодоления груза недоразумений любые декларации так и останутся жестами вежливости, за которыми не следуют никакие дальнейшие шаги. В частности, подобная судьба постигла подписанное в 1987 г. польским римско-католическим и украинским греко-католическим епископатами обращение о примирении. Очевидно, предложение со стороны церковных иерархов подвести черту под несправедливостями и болью прошлого может быть действенным только тогда, когда между самими Церквами исчезнет недоверие.

В отличие от ситуации на Украине отношения между римо- и греко-католиками в Польше не являются достоянием широкой общественности. Отсутствие видимых очагов напряженности, однако, не означает безоблачного сосуществования: исторические счеты между Церквами все еще не сведены.

С 1996 г. в Польше существует Перемышльско-Варшавская митрополия Украинской Греко-Католической Церкви, которая состоит из двух епархий: Перемышльско-Варшавской и Вроцлавско-Гданьской. Митрополия подчиняется не главе УГКЦ, а, как и другие епархии этой Церкви вне Украины, непосредственно Святейшему Престолу. Число прихожан (в Польше их официально называют верующими византийско-украинского обряда), окормляемых ее священниками, достигает 110 тыс.; подавляющее их большинство - этнические украинцы.

Отношения между греко-католическим и римско-католическим духовенством в последние десятилетия были столь же сложны, как и вообще отношения между украинцами и поляками. Опубликованные в 1997 г. "Записки" римско-католического священника, служившего на приходе украинско-польского пограничья, относящиеся к 1944-1947 гг., отображают, вероятно, отношение римско-католического клира к своим преследуемым греко-католическим собратьям. В документе зафиксировано определенное удовлетворение по поводу закрытия церквей и удаления священников, которые в глазах этого ксендза были причастны к действиям Украинской повстанческой армии.

Реакция на деятельность УПА для большинства поляков окутана безоговорочно отрицательным ореолом и остается до сих пор проблемой межцерковных отношений. В 2000 г. скандал вызвали проповеди бывшего генерального викария для украинцев в Польше греко-католического священника Степана Дзюбины. Он изложил свое видение украинско-польского конфликта 40-х гг., согласно которому отряды УПА только защищали украинское гражданское население, приписываемые же им акции против польского населения - выдумка. Журналист "Газеты Выборчей" обратил особое внимание на позицию в этом вопросе греко-католической митрополии: формально отмежевавшись от заявлений Дзюбины, она тем не менее отказалась от оценки их по существу.

Еще один конфликт, корни которого уходят в то же время, - борьба за возвращение Перемышльского собора, бывшей кафедры греко-католических епископов. Это неизменное требование польских греко-католиков на протяжении более чем 50 лет. После 1991 г. к этим требованиям присоединились и их единоверцы из Украины. В частности, проблема перемышльской кафедры фигурировала в заявлениях Львовского городского совета, что препятствовало решению споров вокруг мемориала молодым полякам, погибшим в 1918 г. Учитывая настроения польского населения Перемышля (в середине 90-х годов там прошли открытые антиукраинские выступления), эти вопросы еще долго будут оставаться открытыми.

К напряженности между греко- и римо-католиками привела также попытка запретить греко-католическим священникам, состоящим в браке, служить на территории Польши. Отсутствие обязательного целибата для белого духовенства - одна из отличительных особенностей Восточных Католических Церквей. Однако в Польше могут служить лишь целибатные клирики УГКЦ. Перспектива решения этого вопроса также довольно туманна.

Очевидно, что эти и другие проблемы должны быть рассмотрены наряду с недоразумениями, возникающими во взаимоотношениях Римско-Католической и Греко-Католической Церквей в самой Украине. По крайней мере идея кардинала Гузара о создании Комиссии польского и украинского епископата едва ли сможет избежать этих проблем. В своем совместном обращении иерархи ГКЦ и РКЦ на Украине кардиналы Гузар и Яворский призвали всех, "кто стремится к согласию и взаимоуважению между обеими сторонами, оказать содействие улаживанию этого конфликта". На этом фоне, правда, явно не хватало подобного же общего обращения с другой стороны границы (греко-католического митрополита Мартыняка и примаса Польши кардинала Глемпа). Но начало процессу положено.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1946
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2930
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2310
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2305

Другие новости