0
1737
Газета Тенденции Интернет-версия

19.11.2008 00:00:00

Каковы элиты, такова и эзотерика

Тэги: эзотерика, развлечения, нло


Обратив внимание на полки книжных магазинов, сплошь уставленные книгами по эзотерике, и взглянув на сетку вещания некоторых телеканалов, мы всерьез задались вопросом о популярности оккультного знания в современном мире. С одной стороны, это книги «классиков» жанра – Елены Блаватской, Рудольфа Штейнера, Анни Безант, с другой – бесчисленные «тайны» тамплиеров, друидов и т.п. Разобраться в связи классической эзотерики и современной, а также в ее отношениях с массовой культурой нам помог Борис Фаликов – исследователь новых религиозных движений, преподаватель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета.

– В последнее время все большую популярность на телевидении и в массовой литературе приобретают темы, якобы связанные с «тайными знаниями» древних цивилизаций. Каковы, на ваш взгляд, причины такой популярности?

– Мы живем в эпоху колоссального взрыва массовой культуры. Главный ее принцип – безостановочная поставка развлечений. Развлечение публики любой ценой ведет к бесконечному тиражированию чтива и телезрелищ. Давно уже известно, что спекуляция на разного рода тайнах способна привлекать внимание читателей и зрителей сколь угодно долго, будь это тайны жизни кинозвезд и богатеев или всякие криминальные секреты. Подавляющая часть чтива и телетрэша об этом. Но есть тайны и особого рода, имеющие отношение к вещам сверхъестественным. Эти тайны способны глубоко волновать ум, но если их подавать в сенсационно-поверхностном ключе, они могут просто развлекать. Это и используется современным масскультом, он начинает жонглировать подобными штуками – от НЛО до египетских пирамид. Чем невероятней, тем лучше.

– Именно поэтому современная эзотерика так убога по сравнению с концом XIX – началом XX века?

– Именно поэтому. В ту пору она играла довольно серьезную роль. С Еленой Блаватской или Рудольфом Штейнером спорили крупнейшие умы эпохи от Владимира Соловьева до Николая Бердяева. Почему? Потому что теософы и антропософы выражали дух времени. Они пытались ответить на важные мировоззренческие вопросы. Возможен ли синтез науки и религии? Что такое творческое воображение, способно ли оно унести ум творца за пределы чувственного опыта? Является ли прогресс абсолютной ценностью или в прошлом человечества заложено нечто непреходящее? И так далее. Как они отвечали на эти вопросы – дело другое. На мой взгляд, не слишком убедительно. Может быть, потому их труды и вызывали такие жаркие возражения. Но вы можете представить себе какого-нибудь современного мыслителя, всерьез дискутирующего с оккультным трэшем? Я нет. Другое дело, когда Умберто Эко играет с этим материалом в постмодернистском духе в своем «Маятнике Фуко».

– Что вы имеете в виду?

– Постмодернизм против иерархий. Для него масскульт – предмет дискурса на равных с высокой культурой. Эко подает оккультные тайны в их массовом изводе. Он весьма ироничен, и мы не можем всерьез воспринимать все эти тамплиерские и масонские секреты. Это интеллектуальная игра, включающая в себя и насмешку над уличным оккультизмом. Поэтому «Маятник Фуко» и не может стать бестселлером, каковым стал, к примеру, «Код да Винчи».

– Но в «Коде» тоже есть игра, как и в любом произведении детективного жанра?

– Это другая игра. Это массовое развлечение, которое предлагает всерьез отнестись к излагаемым в нем секретам, вроде того, что Иисус был счастливым отцом. Тебя развлекают с помощью каких-то вещей, в которые предлагают поверить. И публика проглатывает эту наживку. Недаром Ватикан возмутился, а гиды еще долго водили специальные экскурсии по Лувру, показывая места, где разворачивались приключения героев.

– Нынешний оккультизм в его массовом варианте распространен широко, с этим не поспоришь. Но ведь выходит огромными тиражами и классическая эзотерика. Те же Блаватская и Штейнер. И она находит своих читателей. Кто они?

– Во времена Серебряного века такими читателями были люди образованные. Мы уже об этом говорили. Хотя Мандельштам и иронизировал, что теософия – это предмет увлечения флоберовского «господина Гомэ», то есть мещанина, но и тогдашние мещане тоже имели приличное образование по нынешним меркам. Однако изменилась эпоха, и вместе с ней изменилось и звучание книг Блаватской и Штейнера. Мне кажется, что их давно перестали читать внимательно. Ведь в ходе «восстания масс» утратилась и культура чтения. По книжкам теперь скользят глазами. И труд по классической эзотерике воспринимается как набор всяких чудес, который в силу своего преклонного возраста подтверждает уверенность в их реальности. Я как-то сомневаюсь, что массовый читатель сейчас способен прочитать от корки до корки «Тайную доктрину». Нет, кто-то, конечно, читает, но для большинства она стала знаком приобщенности к тайне. Стоит себе на полочке, как и положено «священной книге», а читаются всякие журнальчики про инопланетян. Но стоять должна, отсюда массовые тиражи. Хотя мне кажется, что в последнее время спрос падает. Рынок насыщен. Требуется что-то новенькое и свеженькое. Это тоже один из основополагающих принципов масскульта – продукт должен постоянно меняться.

– Эзотерическое учение по определению предназначено для некоего круга избранных. Не кажется ли вам нынешний «бум» вокруг эзотерики в корне противоречивым?

– Да, конечно. Бердяев в свое время иронизировал в том духе, что эзотерическое становится экзотерическим, то есть открытым для всех. Жаль, он не имеет возможности посмотреть какую-нибудь телепередачу про «третий глаз». Или прочитать «Код да Винчи». Но вот что любопытно. Современные элиты имеют свою эзотерику, но она совершенно иная. Это эзотерика модных брендов. Я никогда не пойму, почему именно за эту марку часов надо платить бешеные деньги, а какой-нибудь носитель «тайного знания» с Рублевки это отлично понимает. Короче, каковы элиты, такова и эзотерика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
859
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2495
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1460
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1814

Другие новости