Официальные ресурсы Ватикана не раскрывают содержание беседы папы Льва XIV и митрополита Антония (Севрюка). Фото Reuters
Папа Римский Лев XIV 26 июля встретился с председателем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополитом Антонием (Севрюком). Итальянское национальное информационное агентство ANSA утверждает, что Лев XIV якобы заинтересован в том, чтобы возобновить диалог с РПЦ. Однако внимательный анализ хода аудиенции в Апостольском дворце дает основания усомниться в этом. Складывается ощущение, что для нового понтифика разговор с митрополитом Антонием был протокольным мероприятием.
Это первая встреча председателя ОВЦС с Робером Превостом с момента избрания последнего на трон Святого Петра в мае. С одной стороны, никогда ранее понтифики не откладывали так надолго аудиенции с представителями РПЦ. Например, папа Бенедикт XVI принял у себя тогдашнего главу ОВЦС РПЦ митрополита, а ныне патриарха Кирилла через два дня после своей интронизации, которая состоялась 24 апреля 2005 года. А папа Франциск переговорил с председателем ОВЦС митрополитом Иларионом (Алфеевым) уже на следующий день после своей инаугурации 19 марта 2013 года. Здесь же прошло более двух месяцев с момента официального восхождения Льва на папский престол. С другой стороны, похоже, что и в Московском патриархате не торопили встречу с понтификом. И тому есть множество причин.
На сайте ОВЦС описана нынешняя аудиенция. «Во время беседы были затронуты многочисленные вопросы, касающиеся состояния православно-католического диалога, а также происходящих в мире конфликтов – в том числе на Украине и Ближнем Востоке. В частности, митрополит Антоний рассказал папе Льву XIV о гонениях, которым подвергается сегодня Украинская православная церковь», – говорится в отчете РПЦ. В то же время официальный информационный портал Святого престола Vatican News умолчал содержание разговора и лишь дал справку: «Сорокалетний митрополит Антоний возглавляет Отдел внешних церковных связей Московского патриархата с июня 2022 года. На этом посту он неоднократно встречался с папой Франциском». То, что Севрюк во время встречи сделал акцент на украинской теме, а в Ватикане предпочли не сообщать об этом, наверное, вовсе не случайность.
С первых дней понтификата Лев вполне ясно определил свою позицию в конфликте России и Украины, встав на сторону Киева. Глава Ватикана дважды встречался тет-а-тет с Владимиром Зеленским. В первый раз – сразу после интронизации 18 мая. Во второй раз – 9 июля. Президент Украины прибыл к нему в резиденцию Кастель-Гандольфо, где папа проводил свой отпуск. В обоих случаях глава Святого престола «заверил украинский народ в своих молитвах и неизменной поддержке», а также предложил сделать Ватикан площадкой для прямых переговоров о мире между Украиной и Россией. В Москве еще в мае отказались от этого предложения, заявив, что будет «не элегантно», если православные страны встретятся на католической площадке. В начале июня президент РФ Владимир Путин провел телефонный разговор с папой Львом и заявил понтифику о том, что Москва заинтересована в достижении мира на Украине политико-дипломатическим путем.
Уже после встречи православного митрополита и понтифика, 28 июля, государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин заявил журналистам: Ватикан отрицает обвинения в том, что не может считаться нейтральной стороной, если речь идет о содействии диалогу между Россией и Украиной. «Мы всегда старались, в то же время называя вещи своими именами, оставаться рядом с обеими сторонами и, прежде всего, помогать найти путь к урегулированию конфликта», – подчеркнул прелат. «Я понимаю, что это может быть проблемой, в том смысле, что речь идет о двух православных странах, и то, что две православные страны должны в конечном счете найти единую среду в католической действительности, может создавать определенные сложности. В остальном я не думаю, что можно винить Ватикан в отсутствии нейтральности».
Одновременно в католических СМИ стал распространяться отчет Лаборатории гуманитарных исследований Йельского университета, в котором утверждается, что «более 35 тыс. украинских детей были вывезены Россию за последние 11 лет». Еще в декабре 2024 года лаборатория называла другую цифру – около 19–20 тыс. человек. Как пояснил исполнительный директор Лаборатории гуманитарных исследований Натаниэль Рэймонд, увеличение оценки объясняется прошедшим с конца прошлого года временем и улучшениями в сборе информации. Он добавил, что цифры основаны на «фотодоказательствах, включая спутниковые снимки, а также на большом количестве российских документов в киберпространстве». Чиновник также утверждает, что «ситуация привлекла внимание папы Льва XIV». Напомним, что возвращение украинских и российских детей их семьям – сейчас единственное направление посредничества Святого престола. Все другие попытки предыдущего папы, Франциска, стать миротворцем в конфликте России и Украины провалились.
О сложности нынешних переговоров главы ОВЦС и понтифика говорит и тот факт, что Лев XIV несколько раз общался с представителями Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ). В мае он провел переговоры с ее главой – верховным архиепископом Святославом Шевчуком, в конце июня принял около 4 тыс. паломников этой церковной организации, а в начале июля познакомился с членами Синода УГКЦ, заверив их в своей поддержке.
При этом в Ватикане хорошо знают еще со времен папы Франциска, что в Московском патриархате грекокатоликов, мягко говоря, недолюбливают. Это подтвердил и митрополит Антоний незадолго до поездки в Ватикан в интервью в эфире радио Sputnik. «Украинская грекокатолическая церковь имеет особое мнение по очень многим вопросам, что, конечно, осложняет даже и на нынешнем этапе наши отношения с Римско-католической церковью, потому что откровенно русофобские заявления, которые сегодня делает руководство этой грекокатолической церкви, идут вразрез с тем, о чем заявляет официальное руководство Ватикана, начиная от папы Римского. С другой стороны, мы не слышали ни разу, чтобы заявления грекокатолических иерархов были опровергнуты или оспорены руководством Католической церкви», – подчеркнул глава ОВЦС. Православный архиерей также напомнил, что когда на Украине президент Зеленский решил обсудить с представителями религиозных организаций Украины перспективы запрета Украинской православной церкви, то именно епископы УГКЦ публично поддержали репрессивный законопроект. «Никто в Ватикане от этой позиции УГКЦ не открестился, никто его за это не критиковал. О каком тогда нейтралитете или непредвзятости можно здесь говорить?» – задал риторический вопрос Севрюк.
Папа Лев все больше сближается и с противником РПЦ патриархом Константинопольским Варфоломеем. Лев подтвердил, что его первый апостольский визит в ноябре будет совершен в Стамбул, где расположена резиденция главы Константинопольской церкви. Папа также успел дважды встретиться с патриархом Варфоломеем. «Два священнослужителя обсудили детали официального визита папы Римского в Турцию, который состоится в этом году, а также другие текущие церковные вопросы. Атмосфера этой второй встречи папы и патриарха вновь была очень дружественной и сердечной», – отчитался 30 мая официальный сайт Константинопольской церкви. За неделю до этого Лев разрешил в папской базилике святого Николая в Бари совершить литургию представителям Православной церкви Украины (ПЦУ), которую в конце 2018 года создал патриарх Варфоломей. Именно из-за создания ПЦУ РПЦ прервала евхаристическое общение не только с Константинополем, но и еще с тремя православными поместными церквами, которые признали легитимность этой религиозной организации – Александрийской, Элладской и Кипрской.
17 июля Лев XIV принял в Кастель-Гандольфо участников православно-католического экуменического паломничества из США. Во время аудиенции он подчеркнул необходимость единства между христианами и призвал католиков и православных не соперничать, сообщило издание Tribune Chretienne. «Рим, Константинополь и все остальные кафедры не призваны оспаривать первенство, чтобы не оказаться в ситуации учеников, которые спорили, кто из них больше», – сказал понтифик. По его словам, подлинное первенство должно выражаться в служении, а не во власти. Примерно так же думал и папа Франциск, который вместе с патриархом Варфоломеем стремился к тому, чтобы не только объединить православный и католический церковные календари и совместно праздновать Пасху, но и полностью преодолеть раскол 1054 года. Франциск даже восстановил свой титул «патриарха Запада». Эксперты утверждали, что, вернув себе этот титул, папа Франциск «ставит себя в экуменическом диалоге на один уровень с Константинопольским патриархом и с другими патриархами тех церквей на Востоке, которые признают папу не вселенским главой церкви, а равным себе».
В РПЦ это решение Франциска раскритиковали. «Никакого «патриархата Востока» православные церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре восточных патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский патриархат воспринимался как «первый среди равных» в диптихе церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный патриархат – Римский, тогда как на Востоке было четыре патриархата. Западный патриархат вместе с четырьмя восточными патриархатами образовывали так называемую пентархию», – заметил тогдашний глава ОВЦС митрополит Иларион.
Несмотря на то что папа Франциск всячески пытался сблизиться с Московским патриархатом и был первым понтификом, который в 2016 году встретился с главой РПЦ, в последние годы отношения между церквами значительно осложнились именно из-за тех реформ, которые проводил предыдущий глава Ватикана. В феврале 2024 года Синодальная библейско-богословская комиссия РПЦ осудила декларацию Fiducia supplicans, принятую Дикастерией вероучения Католической церкви.
Папа Лев в реформаторских устремлениях пока не замечен. Напротив, традиционалисты возлагают на него надежды. Митрополит Антоний, в свою очередь, относится к так называемой никодимовской традиции РПЦ, где контакты с Ватиканом (и вообще с зарубежными религиозными организациями) очень важны. Шанс для перезагрузки отношений у Ватикана с РПЦ есть, однако ключевым вопросом в межцерковном диалоге станет все-таки отношение Льва к украинскому вопросу.