0
32456
Газета Регионы России Интернет-версия

15.12.2003 00:00:00

Кумышка - водка вотяков

Тэги: удмуртия, кумышка, водка


удмуртия, кумышка, водка Девушек учат готовить самогон перед замужеством, а мастерство проверяют на свадьбе.
Фото автора

В Удмуртии до сих пор хранят древнюю традицию приготовления и потребления кумышки. Так здесь называют местный самогон. По мнению ученых, слово "кумышка" произошло от тюркского слова "кумыс", который варился таким же способом, только из кобыльего молока. Технология приготовления кумышки проста и сохранилась по сей день: на огонь ставят котел с забродившей пшеницей или картошкой, над котлом - деревянная бочка с холодной водой, а через нее проходит медная труба. Из нее сочится готовый напиток. Вначале - крепкий, потом - послабее.

Удмурты южных районов делали кумышку слабой, крепостью в 2 градуса. Северяне, наоборот, всегда уважали крепкий напиток, который горит, если его поджечь. Большой популярностью пользуется в Удмуртии посятэм - кумышка, подкрашенная ягодами - малиной, черемухой, с добавлением меда. Ее подогревают на огне и пьют горячей. Это фактически глинтвейн, и употребляется в народе зимой. Вернется крестьянин после работы продрогший, а тут на столе дымящийся горячий душистый напиток. И продрог - не заболеешь.

В удмуртской деревне сохранились многие древние обычаи, а кумышка участвует во всех из них. Свадьба, похороны, земледельческие праздники, зимние ряжения, проводы в армию... У каждой хозяйки - свой напиток: и по вкусу, и по запаху, и по прозрачности, и по крепости. Кумышку варят только женщины. У кого-то она получается на удивление хорошо, у кого-то не выходит. Умелая хозяйка вызывает зависть, и чтоб соседи не сглазили, закваску делают без свидетелей. В деревне бытует обычай: надо незаметно унести стакан с остатками кумышки из того дома, где ее хорошо готовят, чтобы забрать себе умелость и удачу. Девушек учат варить кумышку перед замужеством, а проверяют мастерство невесты на свадьбе. Она обносит всех гостей своим так называемым "девичьим вином".

На открытии музея Владимира Короленко в Старом Мултане в первую очередь гостям поднесли кумышку, причем по особому старинному обряду: женщина держала большую бутыль под мышкой горизонтально, завернув ее предварительно в домотканое пестрое полотенце, и пела гостевую песню. Как тут не выпить, если даже не хочется. Нельзя же обидеть хозяев и нарушать веками проверенную церемонию.

Без кумышки не обходится республиканский праздник окончания посевной - "Гербер". Он проходит каждый год в разных районах республики. Здесь старинный обряд сопровождает награждение лучших механизаторов и выступление участников художественной самодеятельности.

В статье Орлова "Кумышка - водка вотяков", опубликованной в "Вестнике общественной гигиены, судебной и практической медицины" в 1891 году в Санкт-Петербурге, автор приводит сведения, что на каждого пьющего мужика в год приходилось не менее пяти ведер кумышки, а на зажиточную семью до тридцати ведер в год. Уже тогда врачи заметили, что среди удмуртов душевные болезни встречаются чаще, чем среди русского населения, и связывали это с обильным употребление этого напитка. Во всех проанализированных пробах кумышки, полученных приват-доцентом Казанского университета, содержался большой процент сивушных масел. На этом основании он сделал однозначный вывод: кумышка очень вредна для здоровья.

Кумышка с древности применялась удмуртами, марийцами и другими финно-угорскими племенами в религиозных обрядах. Как и другие галлюциногены, она позволяла войти в состояние эйфории, оторваться от реальности и соприкоснуться с богами. Этот обычай сохранился и среди современных удмуртов-язычников. Как сообщила корреспонденту "НГ" доктор исторических наук Людмила Христолюбова, в Алнашском районе Удмуртской Республики, где до сих пор проводят языческие моления, кумышка используется по своему ритуальному назначению, так же, как и тысячелетие назад. Перед обрядом женщины приносят ее и жертвенных животных для освящения. Прежде чем выйти к участникам коллективного моления, жрец-восясь употребляет напиток и в состоянии легкого опьянения освящает приношения. Потом проводит моление, и в финале все пришедшие на священное место устраивают совместную трапезу.

История кумышки - это история запретов, ограничений и разрешений на изготовление, которые сменяли друг друга. Иван Грозный даровал удмуртам право на курение этого напитка.

Сохранилась удмуртская легенда о том, что Екатерина II также разрешила гнать народный напиток. Причиной будто бы стал следующий случай. У царицы затонул корабль, и инженеры не смогли его поднять. Тогда были приглашены представители разных народов, которые обращались к своим богам с просьбой помочь, и только молитва вотских жрецов помогла. Они плеснули в огонь кумышку, и когда пар поднялся вверх, корабль поднялся из воды. За первую половину XIX века вышло 18 указов, посвященных кумышке.

Император Александр I даровал удмуртам право выкуривать кумышку "только для домашнего обихода, чтоб количество оной не превосходило домашних нужд".

Судьба кумышки тесно увязана с искоренением остатков язычества, а также с большей или меньшей веротерпимостью отдельных царей и председателей Синода. Петр I, например, обложил удмуртов особым налогом в размере 550 рублей, который собирали всем миром.

В советские времена кумышку тоже запрещали. И потому варили ее ночью, закрыв окна, или за деревней в логу возле родников или речушек.

"Я не думаю, что удмурты раньше пили много, - считают и Л.Христолюбова, и доктор исторических наук Маргарита Гришкина. - Это веяние нового времени. Разговоры о поголовном пьянстве возникали каждый раз, когда надо было обосновать запрет на изготовление кумышки". "На похоронах вообще не пили, - сообщила корреспонденту "НГ" историк Людмила Христолюбова. - Я помню, как на праздниках старики наставляли молодых - пить в меру, не перепивать. Есть у удмуртов гостевая песня, в которой говорится от том, что "мы приехали в гости, чтоб подружиться, погулять, попеть песни, чтоб наша жизнь стала красивее. Главным было общение".

История удмуртской кумышки продолжается. Она пережила еще один век и вошла в XXI под веселые застольные крики: "Ю, кума, ю!" ("Пей, кума, пей!").

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1852
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
887
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4455
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3465

Другие новости