0
749
Газета Регионы России Интернет-версия

02.02.2004 00:00:00

Неизвестная осада

Тэги: никитин, ленинград, блокада, фотография


никитин, ленинград, блокада, фотография Картина, ставшая будничной в осажденном городе: дорога на кладбище.

Уникальный фотоальбом собрал и представил публике заведующий кафедрой факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Никитин. Книгу «Неизвестная блокада. Ленинград 1941–1944 гг.» выпустило издательство «Лимбус». Фотоальбом повествует о неслыханных страданиях ленинградцев, о самой суровой блокаде, которой никогда и никому не доводилось переживать ни до, ни после тех трагических дней. Издание является одной из первых попыток рассказать о блокаде средствами самой фотографии. В альбоме представлены 250 фотографий, многие из них находились в архивах ФСБ и до последнего времени были закрыты для публикации.

– Фотолетопись Великой Отечественной войны состоит как бы из двух пластов, – рассказал корреспонденту «НГ» Владимир Никитин. – Первый – это снимки, опубликованные на страницах периодики во время войны. Второй – фотографии, которые стали известны спустя годы после окончания войны, поскольку в силу различных причин в момент создания они не могли появиться на страницах газет и журналов. Цензура по законам военного времени пропускала на страницы периодики лишь строго дозированную информацию. Действовала и цензура внутренняя, которая жила в каждом, кто снимал, писал, рассказывал о войне. Сегодня мало кто знает, что существовало множество ограничений для жителей Ленинграда. Были конфискованы все радиоприемники, чтобы население не подвергалось вражеской пропаганде, запрещена была кино- и фотосъемка на улицах города без специального разрешения – любой фотодокумент мог быть назван «агентурным сообщением», а сделавший его – вражеским шпионом.

До недавнего времени оставались засекреченными и не публиковались и другие документальные свидетельства, раскрывающие неизвестные большинству трагические подробности блокады Ленинграда.

Вот фрагменты из спецсообщения № 10042 Управления НКВД СССР по Ленинградской области и городу Ленинграду от 12 января 1942 года:

«Начиная с третьей декады декабря месяца 1941 года, продуктовые карточки населения Ленинграда полностью не отовариваются. Кроме хлеба (350 грамм рабочим и 200 грамм служащим), население никаких других продуктов не получает (здесь и далее выделено мной. – В.Н.). В связи с продовольственными затруднениями среди населения, особенно за последнее время, увеличились отрицательные и антисоветские настроения.

Художник ОНОПКОВ говорит: «...К 15 января я припас себе полстакана гороху, кусок ветчины, табаку на несколько трубок. Придет 15 число, сделаю обед, выкурю несколько трубок и... впрысну себе морфий. Я не могу допустить, чтобы моя жена и мать смотрели, как я медленно умираю».

Профессор Военно-Механического института МАЛИС: «...Вряд ли в ближайшее время будет прорвана блокада и налажен подвоз продовольствия. А это значит, что смертность населения, которая очень высока, от голода увеличится и примет характер эпидемии. Уж очень близко подпустили немцев к Ленинграду. Здесь сказались ошибки советской власти».

Служащий трамвайного парка им. Скороходова ЕЛЬШИН: «...Нас кругом обманывают, а мы верим. Все обрадовались, что прибавили хлеба, а в действительности увеличение норм выдачи хлеба произошло за счет умерших от голода. Скоро норму хлеба опять уменьшат, т. к. железная дорога до сих пор не очищена».

Начальник Музейного отдела Управления культурных предприятий ТРОПЧИНСКИЙ: «...Не нужно ожидать медленной смерти от голода, а надо набраться мужества и покончить с собой. Никаких надежд на улучшение нет. Отступление немцев носит временный характер. Весной они возьмут Ленинград».

Инженер Управления местной промышленности ДУХОНЬ: «...История не знает случая, чтобы город с миллионным населением пятый месяц находился в осадном положении. В Ленинграде от голода умирают тысячи людей, а руководители питаются прекрасно и не заботятся о населении. Я уверен, что при помощи небольшой кучки людей произойдет переворот».

Рабочий завода «Севкабель» ЕФИМОВ: «...Люди пухнут и умирают от голода. Скоро дойдет до того, что все мы, живущие в Ленинграде, погибнем от голода. Голодный человек на все может решиться, так ему терять нечего. Не все ли равно, от чего умирать – от голода или от пули. Голодные могут повернуть оружие в обратную сторону».

Токарь завода им. Ленина, член ВКП(б) СОКОЛОВ: «...Ни одна страна не доводила своего народа до такого голода, как у нас при советской власти, поэтому я не хочу находиться в рядах партии».

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Иван Родин

Волна кадровых перемещений затронет и иные специальные ведомства и органы

0
1135
Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Михаил Сергеев

Литр АИ-95 в некоторых субъектах Федерации продается дороже 200 рублей

0
1342
Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Екатерина Трифонова

Бесплатная правовая помощь по-прежнему доходит не до всех, кому положено

0
924
Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Анастасия Башкатова

До 80% машин, поставляемых из КНР, реализуются по льготным ставкам или в рассрочку

0
1159

Другие новости