Небольшая старинная улочка Николая Столбова в центре Казани выросла в середине XIX века. Здесь каждый дом – памятник архитектуры, а все вместе – осколок исчезающей на глазах одно-двухэтажной татарской столицы с ее арками, флигелями, мансардами, крепкими хозяйственными постройками, закрытыми просторными дворами с обязательной в каждом дворе на совесть сделанной собачьей будкой. До недавнего времени над одной из арок красовалась витая металлическая вывеска «Ремесленный двор». К сожалению, век этой вывески был короток. А идея отдать старинную улочку народным художественным ремесленникам жила еще меньше.
Она возникла у казанских чиновников, когда Москва в 2000 году официально признала тысячелетие Казани и российский президент лично возглавил комиссию по подготовке празднования юбилея. Государство брало народные промыслы под свое крыло, ибо ни ремесла, ни ремесленники без поддержки государства не могут нынче существовать. Ремесленники восприняли это на ура.
Веками в каждой татарской деревне шерсть били, кули шили, рогожи ткали, лапти плели да тем и жили. Кстати, «уступая по красоте русским лаптям, татарские лапти были не только дешевле, но и практичнее, – сообщает монография «Татары» из серии «Народы и культуры», издаваемой Институтом этнологии и антропологии РАН, – а кули «татарской работы» по всей Волге использовали для перевозки хлеба». А в конце XIX века братья Комаровы из Заказанья стали скупать у местного населения шерсть, чесать ее на своей фабрике, а потом раздавать надомникам. Те валяли из шерсти валенки, на которые братья ставили свое клеймо. За год мастера ухитрялись свалять 600 пар валенок и 200 пар шитых бурок. Таких надомников у братьев было 1,5 тыс., годовой оборот товарищества «Братья Комаровы» составлял 1,5 млн. руб., а изделия кукморских мастеров удостаивались престижных наград Парижской, Лейпцигской и Нижегородской торговых ярмарок. Пуще кукморских валенок славилась разве что обувь из узорной мозаики. Ичиги изготавливали из разноцветных кусочков кожи, соединенных особым «ичижным» швом. Сапожки «Аль Булгари» поражали иноземцев тем, что обнаружить такой шов было невозможно. Уникальные технологии выделки кожи и изделий из нее дошли до нас от домашних мастеров Волжской Булгарии.
Удивительна судьба этого государства, уничтоженного татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Исчезнув с политической карты, оно осталось духовной родиной российских мусульман, ибо на этой земле более 11 веков назад булгары приняли ислам, который стал религией, в том числе и завоевателей Волжской Булгарии, осевших в Поволжье. А ислам – это основа древнейшей культуры мусульман, включая народные художественные ремесла. Художественная обработка металла и гончарных изделий, тончайшие ювелирные и золотошвейные работы – все эти технологии пришли в нынешнее Заказанье, где укрылись татары от войск Ивана Грозного и насильственного крещения, из Волжской Булгарии.
Именно в Заказанье в 1992 году начал свою деятельность национально-культурный фонд «Туран». Президент фонда Суфия ханум Хайбрахманова создала творческую лабораторию, где художники по крупицам восстанавливают уникальные старинные технологии народных ремесел, а в деревнях Ямашурма и Мульма Высокорского района открыла два цеха вышивальщиц и золотошвей.
– Сегодня в мире нет, пожалуй, уголка, где нельзя было бы найти изделия наших мастеров, – рассказывает Суфия ханум. – От резиденции Папы Римского до штаб-квартиры ЮНЕСКО. Они стали визитной карточкой Татарстана. Наши основные заказчики – администрация Казани и аппарат президента РТ. Только от этого наши мастера не разбогатели. Народные промыслы прибыли не приносят, да и не в этом их задача – прибыль приносить. Вот только чиновники этого либо не понимают, либо делают вид, что не понимают. Надо сказать, что наш фонд мог осуществлять свою деятельность, пока мой муж-бизнесмен помогал нам материально, но не может же он спонсировать нас вечно. А посмотрите, что стало с «Ремесленным двором» на улице Столбова!
О печальной судьбе «Ремесленного двора» корреспонденту «НГ» рассказала руководитель мастерской золотошвеек, входящей в эту организацию, Аглая Липина.
– В «Ремесленный двор» входило 12 мастерских – гончары, художественная ковка, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, плетение, ювелиры, золотошвейки, – рассказывает Аглая. – Два года нас кормили обещаниями отреставрировать помещения, создать на улице Столбова Улицу мастеров, современный Сенной базар, а потом наше помещение сгорело, а нас просто выкинули за ворота... Мастериц приютила у себя Флюра Анасовна Калмурзина. Она создала на дому школу художественной вышивки. Остальные же разбрелись кто куда. Наши власти теперь одержимы идеей создать в Казанском кремле музей художественных промыслов, где мастера, живые музейные экспонаты, будут представлять каждый свое ремесло. Однако это не решит проблему народных художественных промыслов и ремесел. Кроме того, большинство мастеров, включая меня, не хотят иметь с нашими чиновниками никаких дел.
И только президент фонда «Туран» Суфия ханум Хайбрахманова не сдается. Если в республике начнет действовать федеральный Закон «О народных художественных промыслах», считает она, предусматривающий льготы на аренду помещений, на налогообложение, на оплату коммунальных услуг, на железнодорожные перевозки, ремесла смогут жить и развиваться. Вице-премьер РТ Зиля Валеева в беседе с корреспондентом «НГ» удивилась, что в республике не действует федеральный закон, и обещала взять эту проблему на контроль. Хочется надеяться, что не пришло еще время угаснуть в Татарстане народным ремеслам и промыслам.
Казань