0
3689
Газета Регионы России Интернет-версия

17.07.2012 00:00:00

Москва азиатская

Дарья Борисова
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Анатольевна Борисова - обозреватель отдела культуры "НГ".

Тэги: национальный вопрос, москва, театр, кино


национальный вопрос, москва, театр, кино Фото Reuters

Бросая ретроспективный взгляд на свернувшийся сезон, можно вспомнить несколько любопытных обращений к «национальному вопросу» – как в кино, так и в театре. О тенденции говорить было бы преувеличением, но тема как-то проступила, обозначилась. К ней начали подступаться с разных сторон, не выходя пока на какие-то осмысления, манифесты. Это просто фиксация новой реальности (пока – столичной), в которой, по выражению Владимира Путина, «барахлит и чадит плавильный котел ассимиляции» (статья «Россия: национальный вопрос»).

Кстати, именно эта статья Владимира Путина, опубликованная на страницах «НГ» в январе, цитируется в спектакле «Узбек». Его поставил на площадке Театра Йозефа Бойса молодой актер и режиссер Талгат Баталов, участник многих проектов Театра.doc. Несколько лет назад Талгат, как и многие его земляки, приехал в Москву из Ташкента, где работал в знаменитом театре «Ильхом» и считался русским – ну, то бишь столичным пижоном, впитавшим культуру колонизаторов. «А здесь меня все считают узбеком, – говорит в спектакле Талгат. – Вообще-то я татарин, но это уж точно никто не запомнит… Поэтому, если спросят, говорю: я – узбек». Мы с Талгатом познакомились в 2008-м – тогда он учился во ВГИКе, носил щегольскую шляпу – словом, держался в тренде. Прошло четыре года, он обрядился в синий спортивный костюм Adidas, остроносые туфли и вышел к публике с заявлением: «Я – узбек». Что произошло? Талгат прошел через все перипетии получения российского гражданства, постиг секреты регистрации. Наконец, просто пожил в агрессивном мегаполисе, где на каждом углу оскорбляют и пинают «черных». Его «Узбек» – бесхитростный стенд-ап, исповедальный монолог о своем пути – одном из тысяч и тысяч. В финале звучит запись телефонного разговора Талгата с родителями, оставшимися дома. Они вспоминают, как их предки попали в жаркий азиатский край, как дружно жили в советском Ташкенте узбеки, татары, русские, корейцы. Несколько избыточным кажется еще и включение эпизода из хрестоматийного фильма Шухрата Аббасова «Ты – не сирота», где в дни войны узбекское семейство принимает все новых и новых сирот-беспризорников со всего Союза, но, видимо, сильно желание поделиться своей растерянностью: за что вы так, ведь было время, когда в Узбекистане нашли спасение от голодной смерти тысячи москвичей, ленинградцев.

Не спектакль, но эскиз к будущему действу под названием «Акын-опера» показали под конец сезона в Театре.doc. Идея вытащить с подмосковных строек гастарбайтеров-артистов пришла в голову режиссеру Всеволоду Лисовскому, а осуществляли этот – оказавшийся весьма непростым – проект втроем: Лисовский, Руслан Маликов и Анастасия Патлай. Спектакль будет меняться, но идея уже доказала свою состоятельность. На сцене сидят трое – разнорабочие Аджам и Абдулмамад, уборщица Покизо – и тихо, смущаясь, рассказывают о своем житье-бытье в России, о том, как добирались сюда из Таджикистана. По их рассказам можно триллеры снимать… Но они вспоминают о своих приключениях с улыбкой и благодарят судьбу: есть работа, есть что родным послать. Основной эффект спектакля – в сочетании этих рассказов и протяжных песнопений, в которых выходят вся тоска и горечь. Мужчины аккомпанируют на диковинных народных инструментах, а Покизо поет, зажмурив глаза и раскачиваясь из стороны в сторону. Все трое – профессиональные артисты, работали дома в ансамблях. Нужда заставила ехать в Россию, и теперь они батрачат на стройках, моют полы. Мы привыкли видеть их за черной работой, а «Акын-опера» представляет нам таджиков-певцов, музыкантов, сказителей – талантливых, красивых людей. Вроде как все просто, но ведь раньше этого никто не делал. На каждый спектакль Аджама, Абдулмамада и Покизо приходится выручать, постановщики ведут переговоры с хозяевами, увозят-привозят артистов в четко оговоренные часы. Редкие спектакли для них – счастье, ведь в обычной их нынешней жизни не приходится ни петь, ни играть.

Июньский «Кинотавр» добавил впечатлений к наблюдениям за тем, как у нас развивается «национальный вопрос». В кино все как-то менее сентиментально. В фильме Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» запомнилась кухня дорогого московского ресторана, где работают сплошь посланцы центральноазиатских государств. Никакого особого отношения к ним не чувствуется, просто Хлебников фиксирует: они живут обособленной группой, сохраняя привычные устои, и удивляются тому, как живут россияне. В том же сочинском конкурсе участвовал фильм Нурбека Эгена «Пустой дом», где прослежена история типичной киргизки-гастарбайтерши, проделавшей путь из горного села в парижское предместье и, увы, нашедшей погибель на пути в Париж. Интересно, что интонация, в какой Эген ведет свой рассказ о землячке, довольно жесткая. Девица эта никакими издержками патриархальности не отмечена: замуж выходит, будучи беременной от случайного дружка, в Москве ищет, где бы сделать аборт, и с холодным расчетом принимает предложение странной француженки продать ей будущего ребенка. В «Пустом доме» предпринята едва ли не первая в нашем кино попытка создать образ Москвы гастарбайтерской – это целый мир, и наверняка в скором времени он начнет раскрываться в других кинопроектах.

Стоит заметить, что все вышеперечисленные спектакли и фильмы – не из числа шибко патронируемых государством. «Узбек» и «Акын-опера» – театральные эксперименты, осуществленные на энтузиазме молодых воспитанников Михаила Угарова и Марины Разбежкиной. «Пока ночь не разлучит» снят на смешные частные деньги, «Пустой дом» делался при поддержке Минкульта и Фонда кино, но к блокбастерам его совсем не отнесешь. То есть с темой – насущной, но чреватой всякими разными реакциями – пока работают на обочинах широких бюджетных трасс. А котел-то тем временем продолжает барахлить и, главное, чадить. Может, чад бы несколько рассеялся, если бы дискуссия о миграционном прорыве велась, если бы государство ее не боялось? Хотя интересный вопрос: а есть ли кроме вышеперечисленных в нашем кино и театре драматурги, режиссеры, кому интересны люди других культур и то, как эти люди взаимодействуют с нами?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1041
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
535
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3044
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2418

Другие новости