Только на будущей неделе Петербургская городская избирательная комиссия может начать прием заявок на членство в УИКах, хотя ранее сообщалось, что этот процесс должен был закончиться еще вчера. Лишь позавчера был принят городской закон о Едином дне голосования. Им установлены порядок и сроки формирования избирательных участков и избирательных комиссий – местное законодательство скорректировано в соответствии с нормами федерального закона.
Поправки яблочника Бориса Вишневского и эсэра Марины Шишкиной, требовавших обязательной публикации на сайте ГИК информации о работе избиркомов, не прошли. Впрочем, публикация информации – больной вопрос уже на начальном этапе формирования комиссий. Вчера на сайте горизбиркома только 18 районов опубликовали номера распоряжений о границах избирательных участков. Без этих сведений нельзя набирать людей в комиссии. В распоряжениях не содержится ни адресов помещений для голосования, ни адресов УИКов. Яблочники считают, что это сделано специально: ведь наблюдение за выборами не исчерпывается днем голосования – задолго до него нужно отслеживать «окучивание» избирателей с помощью недобросовестной рекламы, подкупа и т.д.
Партии и общественные организации ведут предварительный набор волонтеров в УИКи, но на подачу заявок у них остается немного времени – по федеральному закону, все комиссии должны быть сформированы до 30 апреля (тогда же назовут и границы муниципальных округов – ближайшие выборы в Питере именно муниципальные). По большому счету у неравнодушного к выборам населения будет едва ли месяц, чтобы должным образом оформить в ГИКе несколько тысяч человек.
Председатель ГИК Алексей Пучнин сообщил, что в городе сформировано 1818 новых участков. Их может быть и больше – на 26 участках число избирателей уже превышает 2800 человек. В случае регистрации новых избирателей число участков может быть увеличено путем разделения уже имеющихся. На выборах-2011 насчитывалось 1850 УИКов. Сейчас, согласно нумерации, их 2282, то есть 464 номера зарезервировано за временными участками. На прошлых выборах именно временные участки оказывались в поле зрения, поскольку обнаруживались они не только в больницах и войсковых частях, но, например, в заброшенных промзонах, где в радиусе нескольких километров никто не живет, но к концу голосования из урн вынимаются сотни бюллетеней (такой казус был, в частности, на территории УИК № 4 Красногвардейского района). Временные участки можно формировать даже за три дня до выборов.
Пучнин говорит, что у него нет рычагов воздействия на администрации районов, которые не публикуют информацию. Но он обещает, что его ведомство сделает все возможное: «В течение ближайшего месяца для удобства избирателей и партий, которые примут участие в выборах, будет открыт сайт с картами расположения избирательных участков». Активисты не верят. «Мы сейчас сидим как на иголках, ждем, когда можно будет представить кандидатуры в УИКи, – говорит Александра Крыленкова из «Наблюдателей Петербурга» (движения, стихийно сложившегося в ходе выборов 2011–2012 годов). – Они потом, конечно, все опубликуют в разных малотиражках, которые никто не читает. Но для нас, в общем, не проблема отправить запросы в администрации, там обязаны на них отвечать».
Медлительность горизбиркома, однако, оказалась полезна и оппозиции. Так, если в Москве ей пришлось переписывать по новому образцу анкеты кандидатов в УИК и собирать в последний момент дополнительные документы, поскольку появились новые требования ЦИК, то в Петербурге есть время сразу подготовить данные на будущих членов комиссий (кроме того, провести собеседования и исключить подставных). Хотя те же «Наблюдатели» возмущены новыми требованиями: «Странно, что они не включили пункты о группе крови, резус-факторе и родственниках до десятого колена».
Санкт-Петербург