0
602
Газета Религии Интернет-версия

13.07.2000 00:00:00

Петит


Остров Щедровицкого

Дмитрий Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Часть 1. Книга Бытия. - М.: 2000.

В ПРЕДИСЛОВИИ автор смиренно сообщает, что его работа - "первая в России с дореволюционных времен попытка дать систематическое толкование Священного Писания, апеллирующее к его тексту на языке оригинала". К сожалению, это правда. Книга представляет собой курс лекций, читанных в разных московских вузах. Замысел публикатора состоит в том, чтобы напечатать комментарий последовательно ко всем ветхозаветным текстам, охватив, таким образом, 4/5 объема Библии. Лекции строятся по сюжетному принципу, в хронологическом порядке. Список литературы хотя и приведен в конце работы, но никак не влияет на содержание соответствующих глав, а сама литература все же слишком ориентирована на потребности студентов. Собственно комментарий Бытия строится на текстологическом анализе, где особое внимание Щедровицкого привлечено к семантике имен и топонимов первой части Пятикнижия. Сказывается опыт переводчика и поэта. Автор с явным интересом занимается подсчетами цифровых значений древнееврейских имен, выводя из этой арифметики спиритуалистические результаты. Само толкование Бытия носит морализирующий, несколько сентиментальный характер, и полностью ограничено рамками текста. Море библейско-критических исследований и научных работ плещется где-то в стороне. Хорошо, однако, что по иудейскому преданию каждый стих Торы имеет не менее 70 уровней толкования. Работа Щедровицкого найдет среди них свое место.


Возвращаясь к апологетам

Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. - М.: Ладомир, 2000, 189 с.

КНИГА издательства "Ладомир" вводит в научный оборот новые переводы известных апологий ("Слово к эллинам" Татиана в переводе Д.Е. Афиногенова) и впервые публикующиеся на русском языке тексты Афинагора Афинянина, Псевдо-Мелитона, Евсевия Памфила, а также анонимное "Послание к Диогниту". Судьба изданных произведений сложна. К примеру, "Послание к Диогниту" впервые обнаружено Фомой д"Ареццо в 1436 году среди константинопольского мусора: рукопись погибла в Страсбурге в XVIII веке, но сохранились копии. Раннехристианская мысль проводит определенную параллель между апологией и мученичеством, а судьба Иустина Философа хорошо иллюстрирует оправданность этого взгляда. С богословской точки зрения изданные "Ладомиром" фрагменты весьма интересны: охватывается весь круг догматически значимых тем, впервые высказывается идея о бескровности приносимой за христианской Литургией жертвы или о том, что крещение царя есть прелюдия всенародного крещения. Несомненны и литературные достоинства источников, особенно "Послания к Диогниту".


Повседневное Слово

Священник Олег Стеняев. Беседы на Книгу Бытия. - Клин: Фонд "Христианская жизнь", 1999.

ПОДГОТОВЛЕННАЯ к печати известным московским священником-миссионером книга возрождает абсолютно утраченный у нас жанр приходских теологических собеседований. Между тем вся "черновая", повседневная экзегеза в католицизме и, особенно, у протестантов проходит через подобную литературу. Для православных же жанр приходской проповеди и топика Пятикнижия Моисеева освящены именем Златоуста, а в более широком смысле и других Св. Отцов от Ефрема Сирина до Филарета Московского. Достоинства беседы в апологии очевидны - можно с легкостью компоновать материал, гибко реагировать на запросы аудитории, переходить от толкования текста Писания к комментированию проблем современности. Традиционная проблема богословского диалога в таком случае состоит в соблюдении необходимого такта при изъяснении ветхозаветного текста. Метод экзегезы отца Олега отталкивается от повседневности, священник оперирует известными ему и слушателям фактами нынешней духовной жизни и через них приводит к архетипичным повествованиям Бытия. За время путешествия внимательный слушатель (читатель) сможет убедиться в теологической неразрывности времен, что на языке Писания звучит так: "У Бога не изнеможет всяк глагол!"


Испытание католицизма

Шмитт К. Политическая теология. Составление и перевод с немецкого А. Филиппова. - М.: Канон-пресс, 2000, 336 с.

ПИК ТВОРЧЕСТВА немецкого правоведа и социолога приходится на время нацистского правления, и биография его обнаруживает много созвучий с судьбой Хайдеггера или Гамсуна, небезосновательно обвиненных в коллаборационизме. Современные специалисты находят, что Шмитт сопоставим по значению в социологии с Максом Вебером, если не превосходит его. В сборнике, изданном в рамках программы "Translation Project" Центрально-Европейского университета и Фонда Сороса, более всего интересна работа 1923 года "Римский католицизм и политическая форма". На ней лежит известный оттенок официальности - Католическая церковь поставила знак одобрения, "imprimatur", на публикацию. Констатируя "антиримский аффект", сопровождающий католиков многие столетия, Шмитт указывает на сильнейшую борьбу противоположностей внутри Церкви, приводящую к известной эластичности церковного организма. Анализ пределов эластичности в области вероучения, политики и экономической жизни является основным сюжетом "Римского католицизма".

A.A.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2025 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2025 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
1703
В "Единой России" знают, кто поведет партию на выборы

В "Единой России" знают, кто поведет партию на выборы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Думская оппозиция проверяет готовность парка своих электоральных паровозов

0
1353
Киев не останется без американской помощи

Киев не останется без американской помощи

Владимир Мухин

Вооруженные силы Украины смогут сохранять боеготовность еще относительно долгое время

0
1826
Перехваты танкеров и угрозы санкций толкают нефтяные цены вверх

Перехваты танкеров и угрозы санкций толкают нефтяные цены вверх

Ольга Соловьева

Новый год принесет новые проблемы с наполнением федерального бюджета

0
1726