0
1477
Газета Антракт Интернет-версия

24.03.2006 00:00:00

Госпожа Оформитель

Тэги: якушкина, дизайн


якушкина, дизайн Мария Якушкина: 'Хочется, чтобы дом выражал тебя'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Мария, вы оформляете чужие дома. А как вы обставили собственный?

– На собственном доме часто обкатываешь новые идеи. Хочется, чтобы дом выражал тебя. Но часто получается, что на каком-то очередном этапе жизни ты уже другой, не такой, каким был прежде. Каждый создает вокруг себя то пространство, которое он хочет видеть, которое он сам себе придумал и которого в конечном счете он достоин – в меру материальных возможностей, конечно.

– То есть все завязано в итоге на то, достоин или не достоин человек хороших условий жизни?

– Не совсем┘ Это не вопрос денег или вкуса, это другое «достоин». Речь идет об умении выбирать, умении доверять профессионалам. Можно гениально создавать уют и быть совершенно не из тех, кого принято называть «высокодуховными». У меня есть клиенты с самым разным уровнем образования, с интересами, далекими от дизайна и вообще искусства, но если им предлагаешь какую-то проработанную идею – они тут же ее принимают, даже проникаются ею. «Вот это мне нравится!» – говорят они. То есть профессионализм они принимают. Как истинные буржуа.

– Что есть буржуазность в вашем понимании?

– Мы очень приветствуем буржуазность. Она – как раз то, чего нашей стране всегда не хватало, то, что у нас исчезло после революции. Буржуазность – это то, что заставляет человека чувствовать себя «укорененным», то, что англичане называют «grounded». Человек знает, кто он, кто его предки, каковы его права и обязанности и что с ним будет если не через год, то хотя бы завтра.

– Дом вашего детства был таким?

– В Англии большинство людей живут буржуазно, то есть красиво, уютно, с ощущением корней┘ А я все-таки выросла в России, в Союзе, у нас дом был таким же, как у всех. Единственным местом, где можно было что-то создавать, импровизировать, была дача. Там можно было созидать нечто из сущего хлама. Но для этого нужно было приложить много труда, причем именно ручного труда. Иногда, если мастер делает вручную какие-то особенные, сложные, что называется эксклюзивные вещи, ему могут платить куда больше, чем обычному клерку.

Меня спрашивают иногда, можно ли сделать красивый и дешевый интерьер. Мне кажется, это невозможно. Любой интерьер – плод труда интеллектуального и труда ручного. И это даром не дается, это неизбежно стоит денег. Хороший труд стоит хороших денег. Скажем, есть английские шкафы, на которых столяр пишет автограф, как на картине. У нас есть женщина-маляр, высококлассный. Так вот, она два месяца (!) не могла научиться красить двери так, как я от нее требовала. Она плакала даже. Зато, когда все получилось, это была ее победа.

– Мир ваших интерьеров – какой он? Кто его населяет?

– Герои британской классики. Чайльд-Гарольд, персонажи Диккенса и Джейн Остин, «сентиментальные путешественники», перемежающие мебель эпохи Регентства – такую, знаете, тяжелую, декорированную плетеными решетками, стеклом «Tiffany» – охотничьими трофеями, заморскими диковинами и старинными гравюрами. Недавно мы оформляли интерьеры большого загородного клуба – именно в духе старинных британских клубов, пристанища респектабельных джентльменов. Ничего подобного пока в Москве нет.

– Вы много путешествуете. Вам нравятся азиатские интерьеры или, скажем, ближневосточные?

– Дело в том, что Англия, как метрополия восточных колоний, впитала в себя самые разные ориентальные влияния: китайские, индийские. Они очень органично вписываются в английский интерьер. А вот, скажем, итальянский минимализм, на мой взгляд, не очень интересный стиль. Даже когда он был очень популярен, он не был мне близок. Минимализм – стремление создать идеальную среду, но в ней жить очень сложно: ведь человек-то не идеален! Иногда в идеальной минималистской квартире лишний только хозяин и его вещи┘ Надо сказать, что в «наших широтах» все немного иначе: гости придут, надо, чтобы было чем удивить, что им показать. Эффектность должна присутствовать. Но надо сказать, что есть и клиенты, которые сами изначально ясно представляют, что хотят получить в итоге.

– Например?

– Например, супруга одного крупного бизнесмена в своей квартире захотела воссоздать старый аристократический дом. Вернуться к дворянским или «высококупеческим» корням, настоящему буржуазному стилю жизни. Ротонда, анфилада, строгая классическая мебель, кабинет карельской березы, комната для «танцевальных ассамблей», вид на Москву из широких окон. Неоклассицизм. И я считаю, что такой проект – очень правильная вещь, это как раз то, чего не хватает России. Возрождение традиций.

– Случалось ли вам следовать пожеланию заказчика против собственной воли?

– Чаще бывает наоборот. Ведь клиент не понимает, что получится в итоге, а дизайнер понимает. Я, делая интерьер, должна заботиться не о том, чтобы выразить свой художественный вкус, а о том, чтобы раскрыть до определенной степени характер заказчика. Ему же там жить, а не дизайнеру. Как-то одной даме очень прогрессивные дизайнеры сделали очень прогрессивный интерьер. А она пришла к нам чуть не плача: мне, мол, так хочется рюшечек, подушечек, мещанского уюта┘ Хотя бывали случаи, когда вопреки нашим долгим уговорам и убеждениям – это все-таки обязанность дизайнера: несколько раз сказать, что так и вот так делать не стоит, – клиент все-таки настаивает на своем. Приходится делать, как он велит. А потом иногда, убедившись в нашей правоте, сам же заказывает переделку – уже на наш вкус. У меня есть бумаги с такими шутливыми признаниями: «Я дурак, дизайнер – гений». И подпись.

– Могут ли заказчик и дизайнер стать друзьями?

– Конечно. Это не редкость. Когда ты создаешь для чужого, в общем-то, тебе человека среду его обитания, «интимную зону», приходится многое узнавать о его привычках, вкусах, бытовых пристрастиях. Такая откровенность сближает. В процессе работы приходится много встречаться, общаться. А где делятся интимным – там и дружба. Очень важна в этом сближении тактичность дизайнера: на тебя, как на врача, ложится обязанность сохранять конфиденциальность, не раскрывать секреты клиентов, в том числе и тех, что касаются его дома, бытового уклада.

– Как вы предпочитаете отдыхать?

– Знаете, моя работа для меня одновременно и отдых. И хобби. Наверное, потому, что она такая разнообразная, творческая, потому, что приходится общаться со множеством интересных и, что называется, состоявшихся людей. Люблю ходить по музеям, особенно – опять же работа – по музеям прикладного искусства. Например, бывая в Лондоне, каждый раз заглядываю в Музей Виктории и Альберта, рассматриваю мебель, платья.

Всегда нахожу для себя что-нибудь вдохновляющее. В любой стране мира стремлюсь посетить усадьбы, замки, полюбоваться интерьерами, узнать, как люди жили, какой был у них домашний уклад.

– А свою собственную коллекцию предметов интерьера вы не планируете выпустить?

– Я уже начала выпускать собственные вещи, «дизайнировать» собственную коллекцию. Мне кажется, за годы работы я поняла, чего хотят мои потенциальные покупатели и заказчики. Это будет серия аксессуаров для дома в классическом стиле. Что именно в нее войдет – пока секрет.

– Какую одежду вы предпочитаете? Нечто дизайнерское?

– Мне нравятся вещи невычурные, я люблю простые, классические формы. Но фактуры тканей предпочитаю интересные, мне нравятся необычные сочетания цветов, восточные мотивы. Много одежды привожу из Англии. Важно выбирать вещи разумно, чтобы спустя какое-то время не жалеть о том, что та или иная вещь есть в твоем гардеробе. Умение отказываться – это очень важно. Иногда делаешь интерьер, «набиваешь» его всеми нравящимися тебе вещицами и в какой-то момент понимаешь: нет, что-то надо обязательно убрать, чтобы не было ощущения переполненности интерьера разными аксессуарами. Скоро мы открываем новый салон, где «править бал» будет ар-деко, современный стиль. Там как раз все будет менее избыточно, с меньшим количеством рюшечек-подушечек, зато с дизайнерской мебелью, каждый предмет которой сам по себе – артефакт. Это очень актуально в современном интерьере, где нужно привлечь взгляды, может быть, даже слегка эпатировать. Например, один интерьер мы делали в круглой комнате, так сказать, «вокруг» круглого дизайнерского дивана.

– Скажите, пожалуйста, а вот эта завершенность, сознание того, что ты создал пространство, которое полностью тебе соответствует, дает ощущение счастья? Или тут же хочется пойти дальше, все снова изменить?

– Это зависит от характера. К нам в основном приходят люди состоявшиеся, которые за долгие годы поняли, к чему стремятся, «на чем сердце успокоится». Поэтому они и выбирают солидность, классику, даже некоторый консерватизм, и выбирают его если не окончательно, то надолго. Обустраиваются всерьез. Молодые, ищущие себя люди предпочитают ар-деко или восточный стиль, где все легко поменять с помощью трех подушек и пары ярких занавесей. Английские интерьеры – стиль зрелых буржуа, со сложившимся укладом, семейными историями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
925
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1031
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
324
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1332

Другие новости