0
2933
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

30.03.2010 00:00:00

Где искать основания для новой человеческой солидарности

Андрей Окара

Об авторе: Андрей Николаевич Окара - политолог, директор Центра восточноевропейских исследований, кандидат юридических наук.

Тэги: цивилизация, идентичность


цивилизация, идентичность Украина – одно из стержневых восточнохристианских государств.
Фото Натальи Киреевой (НГ-Фото)

На сегодняшний день восточнохристианская цивилизационная идентичность – это не столько политическая реальность (Греция, Румыния, Болгария – члены НАТО; никаких привлекательных геополитических либо геоэкономических объединений на этом цивилизационном пространстве пока не выстроено и даже не спроектировано), сколько возможность для исторического конструирования. Однако, как представляется, духовная и политическая культура народов, принадлежащих к этой цивилизации, и обладает ресурсом конструирования нового универсального миростроительного проекта, и объединяет потенциальных субъектов этого конструирования.

Локальные цивилизации как игроки нового мира

В реалиях современного кризиса проекта «Модерн», составной частью которого была система национальных суверенных государств, игроками глобальной политики, ее реальными субъектами становятся цивилизации – большие геокультурные общности, объединенные не языком и происхождением, а религиозной идентичностью и выросшей из нее культурной матрицей.

В вульгарной интерпретации такая ситуация получила название «столкновение цивилизаций». В более изысканной – речь идет о конструировании новых дискурсов через соотношение по линии «свой–чужой».

Цивилизации являются более устойчивыми ассоциациями, чем империи, национальные государства и культурно-языковые общности. Цивилизация – это самый высокий уровень культурно-ценностной консолидации; однако цивилизация – это не застывший во времени «культурно-исторический тип», а живой процесс.

Цивилизацию можно определить как процесс по поддержанию универсальной картины мира, наднациональной идентичности и жизненного порядка у локализованной социальной общности на основе общих трансцендентных ценностей и эмпирических представлений, а также культурных и социальных практик. Сложнее всего выявить «сакральную вертикаль» западной цивилизации, поскольку Запад в течение последних веков наиболее последовательно претендовал на универсальный статус и являлся главным «локомотивом» проекта «Модерн». Именно в западной цивилизации произошла подмена трансцендентного и непостигаемого Абсолюта Разумом как высшей ценностью, что, в свою очередь, привело если не к уничтожению, то к размыванию «сакральной вертикали». В результате в контексте западной цивилизации религиозные ценности утратили свое потустороннее измерение, а сугубо секулярные идеологические ценности свободы, демократии, прогресса, рациональности, защиты частной собственности, верховенства права, разделения властей, прав человека приобрели универсальный характер и почти религиозный статус.

У стран, составляющих ту или иную цивилизационную общность, могут быть разные, иногда даже диаметрально противоположные интересы, однако общность или близость ценностей создает основу для взаимопонимания и долговременного стратегического партнерства.

Именно на цивилизационном уровне выстраивается солидарность цивилизационно близких стран – примечателен общий заголовок, под которым во время военной агрессии НАТО против Югославии в приложении к «Независимой газете» от 25 августа 1999 года вышла подборка материалов, посвященных восточнохристианской идентичности в различных странах: «Восточная Европа: кризис идентичности. Он вызван войной в Югославии и сделал актуальным византийское наследство». Поэтому мощная российско-украинская информационная война последних лет, как и российско-грузинский вооруженный конфликт в 2008 году, нанесли колоссальный удар по перспективам восточнохристианской цивилизации.

Русская, российская, славянская или восточнохристианская?

В современном мире принято выделять до десятка локальных цивилизаций, часть из которых представлена государствами-цивилизациями: синскую (китайскую), японскую, индуистскую, исламскую, восточнохристианскую (православную), западнохристианскую (западную), латиноамериканскую и африканскую.

В социогуманитарной науке, а особенно в политической публицистике существует несколько различных подходов к интерпретации цивилизационной идентичности России. Некоторые говорят о «российской» цивилизации, определяя Россию как государство-цивилизацию, подобную Китаю, Индии, Японии и Израилю, некоторые ведут речь о «русской», «православной», «славяно-православной», «советской», «славянской», «восточнославянской», «евразийской» цивилизациях, а также о «русском мЁре». Некоторые считают Россию субцивилизацией («единой Европы»).

Россию в современных границах (Российскую Федерацию) в цивилизационном отношении следует рассматривать как одно из ядер восточнохристианской цивилизации и как одну из ее ключевых стран, где имеются вкрапления исламской и буддийской цивилизаций, а также территории с неустойчивой восточнохристианской идентичностью (Сибирь и Дальний Восток). «Осевыми» (по Тойнби) или «стержневыми» (по Хантингтону) государствами, ядрами восточнохристианской цивилизации в современном мире следует считать Грецию, Россию и Украину.

Говорить о «православной» цивилизации не совсем точно: во-первых, цивилизация не тождественна конфессиональному пространству; во-вторых, восточное христианство не сводится лишь к православию – восточными христианами являются также русские старообрядцы, армяне-монофизиты, украинские и румынские грекокатолики; в-третьих, принадлежащие к восточнохристианской традиции страны являются секулярными, «сакральная вертикаль», связывающая социально-политическую практику с трансцендентной реальностью, в них надломлена, Церковь отделена от государства и не играет определяющей роли в жизни обществ. Точнее было бы говорить не о «православном», а о «пост-православном» сообществе. Поэтому оптимальным и корректным представляется определение цивилизационной общности как «восточнохристианской» или «восточноевропейской».

Пространство восточнохристианской цивилизационной общности состоит из территорий современных независимых государств, в которых восточное христианство исповедуется подавляющим большинством населения и исторически является основой национальной или государственной идентичности. К таковым относятся: Армения, Беларусь, Болгария, Греция, Грузия, Кипр, Македония, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Украина, Черногория. Окраинами восточнохристианской цивилизации можно считать ареалы распространения православия на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Северной Америке и некоторых других регионах, а также ареалы распространения древних восточнохристианских церквей (монофизитских и несторианских) в Эфиопии, Египте и на Ближнем Востоке.

Восточнохристианская цивилизация не есть Запад – в том смысле, в котором им является западнохристианская цивилизация, и не есть Восток – в том смысле, в котором им являются исламская и иные цивилизации Азии. Но тем не менее и восточнохристианская, и западнохристианская цивилизации произрастают из одного корня – из античной греко-римской цивилизации. Античный универсализм был заложен и в одну, и в другую цивилизационные матрицы. Христианство добавило в каждую из них еще и духовный универсализм.

Восточнохристианская антропология как предпосылка новой социальности

Важнейшим достоянием восточнохристианской цивилизации и национальных культур составляющих ее народов являются представления о человеке, его природе, возможностях, жизненных задачах, посмертном существовании, а также о месте в Универсуме и обществе.

Главные различия между восточнохристианской и западнохристианской цивилизациями начинаются именно с антропологических установок – с представлений о смысле жизни и смерти, о грехе, спасении, преображении, должном и недолжном, о труде и посмертном воздаянии, из чего, в свою очередь, вытекают представления о церкви, обществе, государстве и конце света.

Так, центральными в православной антропологии и учении о спасении и искуплении является представление об обожении – Отцы Восточной Церкви говорят об изначальной предназначенности человеческой природы к обожению, к стяжанию божественных энергий, к единению с Творцом на энергийном уровне. Св. Афанасий Александрийский первым сформулировал эту максиму: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Эта идея рассматривается как центральная в религиозной жизни христианского Востока – именно вокруг нее вращаются все вопросы догматики, этики, мистики.

«Идеальный человек» в православии – это человек, взятый в некоем трансцендентном масштабе, человек, стремящийся к обожению и преображению, человек, выходящий за онтологические и антропологические пределы, человек-абсолют.

Характерно, что в православной этике подобный антропологический максимализм фактически рассматривается как норма существования, а не как экстремальная жизненная стратегия для ограниченного круга духовных подвижников.

Секуляризация начиная с XVIII века постепенно уменьшала значимость религиозных антропологических представлений для стран восточнохристианского мира, однако типологически близкие модели «прорастают» уже в светской культуре – скажем, классическую русскую литературу XIX и даже отчасти XX века можно рассматривать как специфическую форму духовной практики – в основе ее смыслов, образной системы и изобразительных средств лежат архетипы соборности и пасхальности. Примечательно, что ее типический положительный герой – не деятель, а созерцатель. Главный герой русской классической литературы XIX века – человек преображенный, человек, вставший на путь духовного обновления.

Совершенно иные антропологические представления просматриваются в фундаменте западноевропейской культуры – в контексте католической, а позже и протестантской доктрин «идеальный человек» лишен, по большому счету, подобных максималистских интенций, трансцендентный опыт рассматривается как удел немногих избранных. Примечательно, что только в православии существует феномен юродства, в католичестве его нет, а в протестантизме вообще отсутствуют монашество и почитание святых.

Сегодня западная цивилизация способна быть генератором новых промышленных технологий и научных открытий, но уже, по всей видимости, исчерпала свои возможности по генерированию новых смыслов существования человека, новых антропологических представлений.

Восточнохристианская цивилизация обладает определенным количеством привлекательных свойств, ресурсов и возможностей, некоторые из них в нынешних условиях глобального социально-политического транзита вполне способны обрести статус универсальных – актуальных и для всего восточнохристианского мира, и для западного сообщества, переживающего в настоящий момент кризис ценностей, и, возможно, для иных общностей тоже.

А вот понимание человеческой природы, ее возможностей и перспектив, ценность антропологического максимализма и нового гуманизма, концепт новой человеческой солидарности, представления о «высшей правде» и «всечеловечности», присутствующие в культурном пространстве православных стран, могут стать актуальным ресурсом привлекательности восточнохристианского мира, а также оказаться востребованными в новом глобальном миростроительном проектировании.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
480
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
596
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
506
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
411

Другие новости