0
630
Газета Учебники Интернет-версия

08.06.2000 00:00:00

Петит


Учись учить

Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1999, 616 с.

КНИГА, изданная Университетом Российской академии образования (УРАО), предназначена главным образом студентам, изучающим педагогику. Но и - учителям, ученым, преподавателям - всем, кто обучает и сам еще не утратил способности к обучению. "Главная цель нашей книги - привлечь внимание читателя к педагогическим аспектам жизнедеятельности людей, показав универсальность педагогики, необходимой не только специалисту, но и любому человеку".

Содержание пособия соответствует одному из вариантов вузовской программы, которую в основном реализует первая часть под названием "Лекции, ситуации, первоисточники". Среди тем лекций - различные аспекты педагогической науки: от анализа систем воспитания, взаимосвязи процессов обучения и учения до этнопедагогики и размышлений по поводу совпадения (или несовпадения) педагога "идеального" и "реального", личности и профессии (тут запоминается такое выражение, как "жертвы педагогики": "Чаще всего ими оказываются допустившие ошибку в выборе педагогической профессии"). Интересны рассуждения реальных (но безымянных) студентов по всем рассматриваемым вопросам, впервые представленные в пособии такого рода.

Вообще книга выдержана скорее в эссеистическом ключе. Тому способствуют большое количество текстов в так называемых "Хрестоматии-1" и "Хрестоматии-2", помещаемых в конце разделов, и вторая часть, озаглавленная "Опыт, рефлексия, словарь". Словарь, ясно, педагогический, краткий. Рефлексия же затрагивает такие штуки, как "Юмор в педагогике", "Политика и педагогика", "Свобода по-педагогически" и т.д.

В числе авторов "Хрестоматий" - В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, В.Т. Шаламов и др. Особенный раздел с забавным заголовком "Почитайте! Это - интересно!" включает в себя нечто вроде рецензий на педагогические книги - от "Конфликтов детской души" К.Г. Юнга до "Наперекор оппозиции души" А.Г. Асмолова.


Впечатления моментов

Альтернативные технологии в сфере дополнительного образования: Сб. метод. материалов / Ред. И.О. Дементьев и др. - Калининград: ГП "КГТ", 1999, 200 с.

В ПРЕДИСЛОВИИ, изобилующем пространными цитатами из Канта (как только и может быть в Кенигсберге), сказано, что материалы сборника призваны раскрыть "широкие возможности дополнительного образования: от работы в летнем творческом лагере до организации школьного археологического музея, от проведения психологических тренингов до творчества в литературных мастерских и лабораториях". Так и есть. Первый раздел (а отчасти и два других), "Детский творческий гуманитарный лагерь", подготовлен в основном по опыту работы гуманитарного лагеря-семинара "Янтарное перо-99" для подростков 13-17 лет, работавшего вот уже пять раз - усилиями молодежного отдела Калининградской мэрии, центра "Молодежь за свободу слова" (он же и готовил книгу) и Неолитического отряда Балтийской археологической экспедиции Института археологии РАН. Здесь имеются программы для секций журналистики, литературы, философии и нечто вроде отчетов самих педагогов, вожатых, ведущих кружков, основанных на практической работе.

Раздел "Некоторые формы и методы дополнительной образовательной деятельности" обобщает опыт работы лаборатории "Музыка-живопись-слово", мастерской "Впечатление момента как движущая сила поэтического творчества" ("Участники должны были выйти на улицу и попытаться запечатлеть в японском трехстишии хокку какой-нибудь особенный с их точки зрения момент") и Историко-археологического клуба одной из калининградских школ.

Третий раздел - методические материалы для проведения психологических тренингов, разработанные по технологии видного человековеда Н.И. Козлова его учениками из Уфы. Вообще же география "прописки" авторов сборника (и сотрудников лагеря "Янтарное перо") весьма широка - Калининград, Иваново, Петербург, Уфа, Москва... Синтез разных подходов и жанров создает ту самую альтернативность, заявленную в названии. Каковая, впрочем, не предполагает конфликта с "традиционной" педагогической методой. Так что сборник будет полезен и "обычной" школе.

Словом, очень своевременная книга - хотя бы в связи с начавшимся летом, каникулами, необходимостью занять детей чем-то нестандартным, а тем, кто уже заинтересован конкретным делом, помочь свои чаяния осуществить: написать статью для газеты, романс и куплеты, погрузиться в психологию межличностных отношений, отрыть что-нибудь неведомое в культурных слоях и т.д., - ощутив при этом радость общения, плечо друга (подруги) и, главное, собственную нужность в этом мире.

А.В.В.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
674
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
625
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
598
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
748

Другие новости