26.02.2003 00:00:00

Пролетая над гнездом динозавров

Тэги: палеонтология, динозавры, птицы, эволюция

Спор о том, каким именно образом живое существо впервые поднялось в воздух, начался между палеонтологами еще в XIX веке. Одни утверждали, что первыми испытали радость полета динозавры, живущие на земле, другие считали, что сначала динозавры научились лазать по деревьям и уж только потом, перепрыгивая с ветки на ветку, отрастили себе подобие крыльев. Единственное, в чем более или менее сходятся спорщики, так это в том, что взлет произошел во время мезозойской эры, примерно 225 миллионов лет назад, и еще в том, что птицы на сегодня - единственные потомки динозавров.

Недавняя находка четырехкрылого динозавра, о которой сообщил журнал Nature, казалось бы, ставит точку в этом затянувшемся споре, ан нет. Спор, похоже, разгорелся еще сильнее.

Впрочем, по порядку.

Скелеты странных четырехкрылых существ размером с индейку были обнаружены в Ляонине (Китай), месте, где палеонтологи чаще всего находят что-нибудь интересное про древних обитателей нашей планеты. Крылья вместо рук и ног - сегодня это выглядит экзотично, особенно если представить такое существо в полете. Однако, как ни странно, гипотеза о существовании таких "протоптиц" была впервые высказана еще в 1915 году. Строение скелета позволяло существам карабкаться по деревьям и осуществлять полет с помощью передних крыльев, используя задние в качестве стабилизаторов.

Профессор Ксинг Ксу из Института палеонтологии позвоночных, автор находки, считает доказанным, что прежде, чем научиться летать, динозаврам пришлось обучаться искусству планировать. Для этого им требовались перья и на задних, и на передних ногах; лишь впоследствии они эволюционировали в нечто похожее на птиц и перешли к настоящему полету с маховыми крыльями. По мнению Ксинг Ксу, ученым следует внимательнее присмотреться к останкам более знаменитых археоптериксов и тщательно поискать остатки перьев на их задних ногах.

Однако неделей раньше, в журнале Science, главном конкуренте Nature, появилась статья совершенно иного толка!

Автор статьи, Кеннет Дайел из Университета Монтаны, экспериментировал с куропатками, хотя речь ведет в первую очередь о протоптицах, среднем звене между динозаврами и нашими пернатыми друзьями. По его убеждению, животным не было никакой нужды взбираться на деревья, чтобы начать свой долгий путь к облакам. В полет их послала необходимость быстро взбираться на крутые склоны. Усердно хлопая передними конечностями, они помогали себе удерживать равновесие, а потом, когда конечности обросли перьями, использовать их вдобавок, как используется спойлер в гоночных болидах. Такой способ передвижения (Дайел назвал его "wing-assisted incline running" (WAIR) или "бег по наклонной плоскости с помощью крыльев") помогал первым полулетающим динозаврам быстро взбираться по почти вертикальным склонам, убегая от преследователя, он же свойственен и многим современным пернатым.

В частности, куропаткам.

Используя высокоскоростную видеотехнику, ученый в лабораторных условиях исследовал ориентацию крыльев у куропаток и установил, например, что птенцы, еще не умеющие летать, вовсю используют технику WAIR и с ее помощью быстро преодолевают склоны крутизной до 50 градусов. Те, что постарше, умеют взбираться по вертикали, а взрослым особям подвластны склоны до 115 градусов.

По мнению Дайела, техника WAIR, доставшаяся современным птицам от их древних предшественников, может пригодиться и людям при конструировании новых летательных или, если хотите, "взбирательных" средств передвижения.