0
5621
Газета Наука Интернет-версия

27.04.2016 00:01:10

Материалы, из которых сделаны крылья родины

Тэги: авиация, авиационнокосмическая отрасль


авиация, авиационно-космическая отрасль В турбине двигателя стоимость килограмма жаропрочного сплава достигает десятков тысяч рублей. Фото РИА Новости

О перспективах развития авиационного материаловедения в беседе с журналистом Анатолием ЧУРГЕЛЕМ рассказывает академик, доктор технических наук, профессор, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) Евгений КАБЛОВ.

– Евгений Николаевич, каково, на ваш взгляд, место авиационной отрасли среди других высокотехнологичных отраслей?

– Развитие авиационно-космической техники – один из главных факторов прогресса. Оно притягивает к себе целые направления науки, нуждается в постоянных инновациях. Чего стоит, например, такой прорывный мегапроект, как советская многоразовая транспортная космическая система (МТКК) «Энергия-Буран», в котором был задействован не только весь авиационно-космический сектор, но и в целом более чем 1200 институтов и предприятий страны. Уникальные ноу-хау, технологии остались не востребованными государством, были преданы забвению.

В 1990-е годы иссякли и заказы авиапрома. Было ликвидировано Министерство авиационной промышленности СССР – во многом задававшее вектор поступательного развития всей страны. По моему мнению, это было преступление. Такое решение отбросило промышленность и науку на многие десятилетия назад. В середине 90-х годов банкротом оказался и наш институт. Только преданность значительной части сотрудников спасала его от полного развала.

И здесь нам очень помог заказ Москвы на разработку и выпуск 30 тысяч изоляторов для контактной сети троллейбусов и трамваев. Старые не выдерживали высокой агрессивности климата столицы, что привело к нескольким трагическим случаям с гибелью людей. Тогда же пристальный интерес к нашим работам в области литейных жаропрочных сплавов и технологий стали проявлять китайские компании. Это вылилось в контракт на 3 миллиона долларов. Выжили, стали развиваться.

– Но существовали проекты, главной задачей которых было лишь внешнее проявление могущества СССР. Что вы скажете об огромном памятнике Юрию Гагарину в Москве?

– По-моему, этот памятник – это напоминание о величайшем достижении, о том, что именно мы первыми покорили космос.

Открытие монумента было приурочено к Олимпиаде-80, в программу культурного обеспечения которой он и был включен. Скульптором стал Павел Бондаренко, а реализацию правительство поручило как раз Министерству авиационной промышленности.

Тогда мы не только разработали специальный титановый сплав, который имел белый цвет, но и совместно с Национальным институтом авиационных технологий создали технологию литья и электронно-лучевой сварки. Кстати, даже американцы сначала думали, что этот памятник отлили целиком. А мы получили дополнительный опыт работы с титаном.

Вы знаете, что Советский Союз почти по такой же технологии создал стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь»? Уникальное достижение, когда впервые в мире титановый центроплан был полностью сварным. Для этого сварочные работы велись в специальных помещениях с инертной атмосферой. Мы опередили технологический прогресс на 10–15 лет.

– Значит ли это, что сегодня ученым-материаловедам уже нечем гордиться?

– Скажу прямо: ориентация страны на западные образцы для достижения весьма сомнительных краткосрочных результатов дала крайне негативный эффект. Особенно в авиастроении. Посмотрите, доля воздушных судов зарубежного производства в парке пассажирских самолетов России – почти две трети.

Мы уже говорили об Олимпиаде-80. Тогда тоже были санкции. Но вопреки всему был создан замечательный самолет Ил-86. Сегодня и самолеты, и двигатели должны делаться из российских материалов на наших заводах. Отмечу, что кроме отечественных компаний только фирмы США, Великобритании и Франции владеют технологиями полного цикла создания современных газотурбинных и турбовентиляторных двигателей. То есть государств, производящих современные авиадвигатели, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием или запускающих в космос спутники.

Академик Евгений Каблов: «Развитие авиационно-космической техники – один из главных факторов прогресса».	Фото из архива автора
Академик Евгений Каблов: «Развитие авиационно-космической техники – один из главных факторов прогресса».
Фото из архива автора

Но 30 октября 2015 года начались летные испытания первого за почти 30 лет полностью российского турбовентиляторного двигателя ПД-14 – из отечественных материалов. Он должен стать основой для целого семейства двигателей, которым страна оснастит свои самолеты.

Кстати, решение о создании ПД-14 было принято Владимиром Путиным в июне 2008 года во время посещения именно нашего института. Уже с 2009 года началось финансирование проекта, в 2014 году был создан газогенератор, а в ноябре 2015-го начаты летные испытания двигателя.

– Хочу заметить, что я редко встречаю упоминание ВИАМ в связи с ПД-14.

– Не могу согласиться. В этом двигателе – 20 новых материалов, которые нашли свое применение благодаря генеральному конструктору ОАО «Авиадвигатель» Александру Иноземцеву. При этом впервые в отечественной инженерной и технологической практике была сконструирована и изготовлена отечественная мотогондола из полимерных композиционных материалов, которая существенно дешевле зарубежных аналогов. Большим новшеством стало и то, что в ПД-14 использованы так называемые аддитивные технологии.

Из нашей металлопорошковой композиции на 3D-принтере мы изготовили первую «боевую» деталь двигателя – завихритель фронтового устройства камеры сгорания. При этом производительность труда была увеличена в 10 раз, а точность изготовления деталей повышена в три-четыре раза.

– Значит, мы тоже можем делать в 3D? Кстати, поясните не по-научному, в чем заключается эта технология?

– В турбине двигателя стоимость килограмма жаропрочного сплава достигает десятков тысяч рублей. Не говоря уже о требованиях к размеру и однородности. Аддитивные технологии позволяют лазеру микронными слоями спекать порошок и производить уже готовую деталь по математической модели. Именно эти «добавляющие» технологии определяют сейчас переход промышленности к производству будущего, которое способно принципиально изменить весь технологический уклад и производственный цикл.

На мой взгляд, аддитивные технологии – это предвестник новой промышленной революции и доминанта национальной технологической инициативы. Они позволяют вывести промышленность на качественно новый уровень. Без их развития мы окажемся на задворках технологического прогресса.

– Есть перспектива успеть в уходящий поезд?

– Пока есть. Но для этого необходима концентрация не только знаний, но и ресурсов. Это, к сожалению, не всегда и не все понимают. Так, совсем недавно правительство предложило для пополнения бюджета увеличить выплаты дивидендов с чистой прибыли компаний с государственным участием с 25 до 50%. Причем это может коснуться и предприятий научно-технической направленности, которые наиболее уязвимы в условиях растущей экономической и технологической изоляции России. А это резко сократит расходы на инновационное развитие, не позволит нормально проводить техническое перевооружение, модернизацию, индексацию зарплат.

Вот уж когда вспомнишь об СССР, где средства для науки находили даже в самые сложные периоды. Кстати, именно поэтому на долю Советского Союза приходилась четвертая часть всех изобретений в мире. Хотя стоит признать, что с их практической реализацией и востребованностью дела обстояли не так благополучно. Примечательно, что на Западе и в Китае просто не финансируются проекты, в которых используется менее 30% новых материалов.

Настало время срочно находить и реализовывать верные, научно обоснованные решения, а не искать виноватых. Посмотрите, сегодня все государства мира можно условно разделить на три группы. Первую составляют те страны, которые во главу угла развития ставят получение знаний. Вторую – кто на базе этих знаний создает технологии. В третью попадают те, кто обеспечивает первые две группы природными, энергетическими и кадровыми ресурсами.

Вопрос, где окажется Россия, решается именно сейчас, когда такой показатель, как конкурентоспособность российской экономики (по данным IMD), уже опустился на 45-ю позицию. И здесь косметическими мерами и самыми правильными лозунгами не поможешь.

Совершенно ясно, что для успешного решения всех инновационных задач необходимо принципиально изменить систему образования в школах и вузах, существенно повысить уровень подготовки по точным и техническим дисциплинам, поднять социальный престиж профессий инженера и ученого. Впрочем, это предмет отдельного и очень серьезного обсуждения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1855
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4468
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2439
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2792

Другие новости