12.04.2017 00:01:00

Ученые: Земля снабжает Луну кислородом уже сотни миллионов лет

Тэги: луна, астрономия

луна, астрономия Десятки кубических тонн ионов кислорода сдуваются солнечным ветром из магнитосферы Земли. Иллюстрация с сайта www.solar-center.stanford.edu

Согласно новейшим исследованиям астрофизиков, Земля снабжает Луну кислородом уже сотни миллионов лет. За последние 2,4 млрд лет около 4х1036 атомов земного кислорода нашли свой приют на поверхности Луны. Можно предположить, что это в различные периоды геологической истории оказало соответствующее воздействие на структуру Луны.

Земля ежедневно теряет около 90 кубических тонн кислорода со своей поверхности, которые попадают в так называемую магнитосферу и оттуда уносятся солнечным ветром в межпланетное пространство. Это, конечно, ничтожное количество по сравнению с тем, чем располагает Земля, – около 5 квадриллионов кубических тонн воздуха с кислородом. Так что не стоит сильно волноваться. Но тем не менее миллиарды «земных» атомов кислорода регулярно оседают на поверхности Луны.

В 2008 году японский спутник «Кадиуа», запущенный на орбиту Луны, впервые зафиксировал заметный поток ионов кислорода земного происхождения, которые двигались со значительно меньшей скоростью по сравнению с атомами солнечного ветра. Причем этот ионный поток появлялся лишь в течение пяти дней за месяц, когда земная магнитосфера блокировала солнечный поток, заключили японские исследователи.

Профессор Терада и его коллеги в своей недавней публикации в журнале Nature Astronomy приводят такие данные: во время каждого выброса земного кислорода приборы японского спутника регистрировали около 26 тыс. ионов за секунду через площадь в 1 кв. см. Ученые полагают, что земные ионы кислорода отрываются из озоновой зоны атмосферы, где солнечные лучи разрывают молекулы кислорода на атомы. Обнаружение в образцах грунта Луны изотопов кислорода О-17 и О-18, видимо, в немалой степени связано и с непрерывным появлением на поверхности Луны атомов земного кислорода. Это, впрочем, никак не способствовало появлению каких-либо признаков жизни на естественном спутнике нашей планеты.

Комментируя результаты японских ученых, английский ученый, известный специалист по физике плазмы Филипп Экскувет заявил, что обнаружение на Луне земных ионов кислорода чрезвычайно интересно. Со спутников Европейского космического агентства (ЕКА) тоже наблюдали за этим процессом на расстоянии, составляющем одну треть пути от Земли до Луны. В отличие от японцев, специалисты ЕКА не обращали внимания, из какой части земной атмосферы они выдавливаются. «В дальнейшем мы сможем понаблюдать за этим процессом более целенаправленно. Это будет способствовать более четкому пониманию химического состава атмосферы на более высоких точках», – подчеркнул Экскувет.