Газета Наука Печатная версия

13.02.2024 18:07:00

Новости науки. Как наш мозг принимает рискованные решения?

Тэги: мозг, биология, вантовый компьютер, кубит

мозг, биология, вантовый компьютер, кубит Ученые применили метод транскраниальной магнитной стимуляции для изучения роли задней теменной коры при принятии рискованных решений. Иллюстрация сгенерирована нейросетью Kandinsky 3.0

Рисковая теменная кора

Исследователи Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ провели эксперимент, чтобы выяснить роль теменной коры при принятии рискованных решений. Они подавили возбудимость этой части мозга испытуемых, и оказалось, что в этом случае люди меньше склонны к риску. Статья с результатами исследования опубликована в издании Cerebral Cortex.

Нейронауки давно пытаются понять, как наш мозг принимает решения в ситуации неопределенности. Однако если о роли префронтальной коры известно уже достаточно много, то участки теменной коры изучены в гораздо меньшей степени. В Институте когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ ученые применили метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) для изучения роли задней теменной коры в процессе принятия рискованных решений. Этот метод позволяет временно и безопасно подавлять активность конкретных участков мозга.

«До этого мы применяли аналогичный подход при исследовании роли дорсолатеральной префронтальной коры. Подавление возбудимости этой области заставляло испытуемых действовать менее рационально. Например, они обращали меньше внимания на средний выигрыш, который можно получить в лотерее. Однако в новом исследовании результаты оказались несколько другими», – поясняет Ксения Паниди, старший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ.

Исследователи подчеркивают, что процесс принятия решений в условиях риска включает в себя анализ обширного массива информации, охватывающего не только потенциальные выигрыши, но и вероятность их достижения. Чтобы уточнить результаты, авторы статьи смоделировали поведение участников на основе экономических моделей, которые позволяют определить параметры поведения человека. Например, один из параметров описывает ценность денежного вознаграждения: чем выше ценность, тем вероятнее риск. Другой характеризует то, как человек воспринимает вероятности выиграть или проиграть в лотерею (иными словами, его субъективный оптимизм или пессимизм). Исследователи считают, что меньшая склонность к риску при подавлении задней теменной коры была связана именно с уменьшением субъективной ценности денег, а не с тем, что участники становились более пессимистичны в отношении шансов получить выигрыш.

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ

2-10-3480.jpg
Первый «термический» транзистор,
созданный в Калифорнийском университете
Лос-Анджелеса.  Иллюстрация Physorg
Изобретая транзистор

Реально работающий квантовый компьютер должен содержать не менее 150 кубитов, которые способны удерживать информацию, манипулировать ею при расчетах. При этом каждый из удерживаемых (trapped) ионов должен контролироваться независимыми сигналами – лазерными или микроволновыми. При этом компьютер с 1000 кубитами может потребовать до 10 тыс. контроллеров, которые весьма трудно уместить на чипе.

Решение вроде бы нашли в Оксфорде. Свою статью, опубликованную в журнале Physical Review X Quantum, сотрудники Оксфордского и Орегонского университетов назвали «Как связать друг с другом 1000 кубитов квантового компьютера на ионах?». Известно, что фотон может делиться на два и более, каждый из которых затем будет направляться на несколько кубитов. Согласно предложению оксфордцев, каждый из ионов можно будет сдвигать на несколько микрометров (микрон). Это позволит решить задачу контроля 1000 кубитов с помощью всего лишь 20 сигналов. Предлагаемую архитектуру ответа на «челендж связи» (Wiring Challenge) авторы назвали WISE (Wiring using Integrated Switching Electronics). Кстати, эта аббревиатура переводится как «мудрый».

В Калифорнийском университете Лос-Анджелеса создан первый «термальный» транзистор. Его описание приведено в журнале Science. Подчеркивается, что новый транзистор с помощью электрического поля контролирует отведение тепла. Хотя нанометровой толщины чипы генерируют относительно мало тепла, но они содержат миллионы транзисторов, поэтому проблема их охлаждения не решается только уменьшением толщины. Транзистор, созданный в Лос-Анджелесе, превосходно работает на скоростях переключения, достигающих 1 MHz.

Калифорнийцы отмечают, что их транзистор позволит улучшить производство чипов и их работу. На более же фундаментальном уровне новая платформа позволит лучше понять молекулярные механизмы, управляющие жизнедеятельностью клеток и тканей.