0
1164
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.01.2004 00:00:00

Веселимся как можем

Тэги: праздники, старина, коломенское


праздники, старина, коломенское Есть и такая народная забава: перетягивание каната.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Но что мы вспоминаем дурные газетные новости. Ведь праздновали подряд две недели, и много бодрых впечатлений накопилось. Вокруг столько современных развлечений - заграничные туры, видеотеки, новые кинотеатры с долби-звуком, компьютерные игры и пасьянсы типа "Косынка". А сердце народное все-таки тянется к старине. Как наши бабки, будучи еще в девицах, язычески гадали на Святки - так и теперь девицы гадают. Как парни колядовали, так и по сей день колядуют. Все готовят еды побольше, чтоб было чем закусить за праздничным столом, рядом с нарядной елкой.

Страшно вспомнить, но во времена темного прошлого и мрака социалистического тоталитаризма запрещали не только аборты, но и рождественские елки. А нынче, когда торжествует на дворе демократия и многопартийность, сам столичный мэр преподнес всем нам подарок, зачитав по телевидению самолично исправленный текст про "в лесу родилась елочка" на более оптимистический лад: мол, никто елочку не рубил под самый корешок. Спите, граждане, спокойно, экологически безмятежным сном. А елки покупайте датские, нейлоновые, в целлофане.

Среди хороших обрядов и традиций на святой Руси на Святки особым почетом - наряду с выпиванием водки ведрами - пользовался обычай кулачных боев. Все мы учили в школе "Песню о купце Калашникове", вот только с тех пор много утекло воды в Москве-реке. Так много, что она совершенно перестала замерзать, и квасить друг другу рожи на ее льду стало невозможно: льда нет.

Но изыскиваются альтернативные возможности. Например, есть в Москве один из самых старинных ансамблей - в селе Коломенское. Достаточно напомнить, что село это любил уже Иван Калита, а, скажем, царь Алексей Михайлович и вовсе избрал своей летней резиденцией. Правда, его деревянный дворец благодарные потомки спалили, но остались чертежи и планы. А недавно обнаружился и каменный фундамент. Нынче, когда царей уже нет, а чиновники живут на госдачах по другому направлению, Коломенское доступно простому люду. Одни приходят сюда помолиться у рождественского вертепа, а другие, более язычески настроенные, норовят принять участие в старинных народных забавах. Например, катании с подружками на розвальнях, взятии снежного городка с запиванием этого предусмотрительно взятой с собой водкой (в Коломенском заповеднике - сухой закон) и принесенным же пивом┘

Вообще тяга к старине проявляется в нашем народе именно во время традиционных праздников. Причем если еще лет десять назад иконы в городских интеллигентских домах, лапти и прялки, найденные на чердаках деревенских изб, были все-таки делом частным, то теперь и масс медиа, и шоу-бизнес, и сами власти предержащие с удовольствием эксплуатируют слабость публики к старине. По-видимому, есть ощущение, что эта несколько олеографическая старина может каким-то чудесным образом сослужить службу той самой "национальной идее", которую безуспешно ищут нынешние идеологи. Вряд ли такое может случиться. Для большинства старина - всего лишь уютные, милые декорации, и уж никак не может она удовлетворить текущие, насущные нужды.

Тем не менее в заповедники, подобные Коломенскому, вкладываются огромные деньги. И, как зачастую бывает, когда за дело берутся наши не слишком образованные чиновники, с самыми благими намерениями они вдруг выдвигают самые несуразные планы. Скажем, в том же Коломенском намереваются не только привести в порядок парк, создать минимальные условия для гуляющей публики (здесь на 70 гектарах парка нет ни одного общественного туалета) и вести музейную работу, но и соорудить своего рода ностальгическую ВДНХ. То есть устроить павильоны, посвященные традиционным ремеслам, и возвести даже мельничный комплекс с плотиной. Остается неизвестным, предусмотрена ли в смете штатная единица русалки┘

Но память - вещь интимная. Ею невозможно торговать по базарным дням по указанию начальства. А такие памятники, как Коломенское, нельзя превращать в ярмарку. И устраивать показуху там, где требуется самое трепетное и самое осторожное отношение к чудом уцелевшей старине.

Но мы начали с праздничных народных гуляний. Теперь эти самые гулянья власти пытаются сделать чем-то вроде праздничных демонстраций: назначить время проведения, предложить публике необходимый с точки зрения начальства антураж, непременно привлечь разные фольклорные ансамбли, которые чаще всего ни к фольклору, ни к народной жизни отношения не имеют. Трудно обвинять власти в неуклюжести. Просто власть, по российской привычке, у нас к каждой бочке затычка. А любое народное скопление, уже по привычке советской, считается потенциально общественно опасным. Между тем чаще всего опасными становятся всяческие аттракционы, которыми, казалось бы, сама власть и управляет. Способность народа к самоорганизации всегда недооценивается. А народ мудро понимает, как водить власть за нос, послушно кивая и зачастую делая все по-своему. Так что давайте не играть в старину, как не играют в любовь. Или она есть, или ее нет. Народ так или иначе сам вспомнит то, что он еще не забыл. Чего и каждому в отдельности можно пожелать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
944
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
681
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
1116
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
1315

Другие новости