0
1715
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.11.2005 00:00:00

Ревнители духовного просвещения

Архимандрит Августин

Об авторе: Архимандрит Августин (Никитин) - кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии.

Тэги: Кротков, олдп, рпц, епископ


В 2005 году Русская Православная Церковь отметила памятную дату - 120 лет со дня кончины епископа Муромского Иакова (Кроткова), учредителя Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП).

Основание Общества в сентябре 1863 года было вызвано желанием образованных пастырей распространять среди народа духовное просвещение. В связи с этим было признано желательным учредить епархиальную библиотеку, из которой каждый клирик Московской епархии мог бы получать все нужные для него книги. Впервые эта идея была высказана в 1859 году, а в январе 1862 года помещение для библиотеки было найдено в Высоко-Петровском монастыре в Москве.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пожертвовал в новосозданную библиотеку часть своих книг, а также средства для дальнейшего ее пополнения. Одновременно в кругах московского духовенства возникла мысль об учреждении при библиотеке научно-богословского общества. На собрании 4 ноября 1862 года 17 духовных лиц письменно заявили о своем желании быть членами такого общества. В дальнейшем к этой небольшой группе присоединилось еще 77 человек, в том числе и некоторые светские ученые. Вскоре о их желании открыть научно-богословское общество было доложено митрополиту Филарету, который не только одобрил это решение, но даже взял на себя труд составления проекта "Положения об образовании Московского ОЛДП".

Первым председателем Общества с 1863 по 1870 г. был архимандрит Иаков (Кротков). Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах. Например, славянофил и публицист И.С. Аксаков (1823-1886); академик В.П. Безобразов (1828-1889); писатель К.Н. Леонтьев (1831-1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А.С. Павлов (1832-1910); историк С.М. Соловьев (1820-1879); богослов и философ С.Н. Трубецкой (1862-1905); славянофил и общественный деятель Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и многие другие.

Митрополит Филарет до самой своей кончины с теплотой относился к Обществу любителей духовного просвещения. И хотя он смог присутствовать лишь на первом учредительном собрании общества и впоследствии не имел возможности участвовать в его заседаниях, он проявлял постоянный интерес к деятельности ОЛДП, будучи его попечителем. После кончины митрополита Филарета попечителями общества были его преемники на Московской кафедре.

Основной формой научно-богословской деятельности ОЛДП были собрания его членов, где их вниманию регулярно представлялись доклады на различные темы, а затем следовало обсуждение. Помимо чисто богословских и церковно-исторических проблем на заседании общества рассматривались также и хозяйственные, издательские и другие вопросы административного характера. В частности, за 50 лет, прошедших со дня основания Общества (1863-1913), состоялось 375 общих собраний, посвященных вопросам теоретического и практического характера. Обилие и разнообразие материалов, обсуждаемых членами ОЛДП, говорит о том, что они интересовались не только историей Православных Поместных Церквей, но и следили за всеми новостями богословской и церковно-общественной жизни как Востока, так и Запада.

К сожалению, большая часть лекций, читавшихся в собраниях ОЛДП, не сохранилась в письменном виде, так как долгое время не было постоянного места, где бы сосредоточивалось все делопроизводство. Его материалы распределялись по разным местам: некоторые оставались в редакции, другие поступали к председателю, часть из них - секретарю или делопроизводителю.

Этот порядок был изменен лишь в 1894 году. Небольшая часть лекций, прочитанных в собраниях Общества, была опубликована на страницах его печатного органа "Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", но, к сожалению, большая его часть не дошла до наших дней. В этом сборнике публиковались материалы, которые не были обнародованы на заседаниях Общества, но тем не менее вызывали большой интерес. В связи с этим можно отметить такие статьи, как "Римский католицизм в Америке" (А.П. Лопухин. 1881 г.), "Белое духовенство католической Англии" (В.А. Соколов. 1883 г.), "К вопросу о соединении Церквей Восточной и Западной" (Переписка протоиерея Иоанна Базарова с бароном Гакстгаузеном. 1887 г.) и ряд других.

Другим печатным органом ОЛДП была еженедельная газета "Московские церковные ведомости". В ней содержались сведения не только о церковной и общественной жизни России, но и западных Церквей.

Уже в первые годы существования Общества при нем стали образовываться научно-просветительские кружки. Со временем из таких кружков образовались отделы по устройству богословских чтений и внецерковных бесед с народом; церковно-археологический отдел, отдел по распространению духовно-нравственных книг.

Деятельность этих отделов выливалась в публичные лекции, которые проходили в зале Московского синодального училища церковного пения на Большой Никитской улице. В числе лекторов, как правило, были профессора Духовной академии, а также Московского университета. Иногда лекторы с богословских позиций подвергали анализу произведения таких классиков русской литературы, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Л. Андреев, А.П. Чехов, А.М. Горький и др.

Библиотека ОЛДП сформировалась главным образом из пожертвований целых собраний книг и библиотек, а также благодаря обмену изданиями Общества с другими научными учреждениями и путем покупки книг. Из отчета о состоянии библиотеки за 1873 год видно, что она уже обладала драгоценным собранием рукописей, главным образом богослужебных, и творений святых отцов Церкви.

В 1877 году было принято решение об открытии при библиотеке специального рукописного отдела, куда предполагалось помещать рукописи, оставшиеся после кончины духовных лиц, их проповеди, научные сочинения, переписку, а также архивы светских ученых, трудившихся на поприще духовного просвещения. Что касается дальнейшего пополнения собрания рукописей и старопечатных книг, то этим библиотека ОЛДП была обязана распоряжению московского епархиального начальства, позволившему перевозить сюда для хранения и изучения рукописи из некоторых монастырей и церквей Московской епархии.

В рукописном отделе ОЛДП плодотворно трудился один из председателей Общества (с 1894 по 1902 г.) - протоиерей Михаил Боголюбский, магистр богословия МДА. Это был неутомимый деятель в области церковно-исторической науки. Его богословско-литературная деятельность была посвящена главным образом историко-статистическому описанию церквей и монастырей Московской епархии. Его рефераты "О славянском тексте Псалтири" и "О старокатоличестве", прочитанные в собрании Общества, пользовались заслуженным успехом.

По инициативе и при личном содействии Боголюбского было начато описание ценных древних рукописей, а также составление систематического каталога библиотеки Общества. Скончался он в 1902 году, завещав Обществу свою обширную личную библиотеку.

В рукописном отделе Общества любителей духовного просвещения потрудился также и протоиерей Николай Извеков. Будучи библиотекарем Общества с 1895 по 1903 г., он составил и напечатал описание рукописей из архива митрополита Филарета (Дроздова), поступивших после его смерти в библиотеку ОЛДП.

Что касается печатных сочинений, имевшихся в библиотеке, то самый богатый отдел здесь составляли писания святых отцов и учителей Церкви, "Патрология" Миня почти из 400 томов (дар братьев Невоструевых), а также творения западных отцов Церкви на латинском языке. Здесь имелся также дар митрополита Филарета, содержавший творения отцов Церкви по XII столетие включительно в 14 томах. Здесь хранилось, в частности, факсимильное издание "Синайского кодекса" в двух экземплярах, один - дар императора Александра II, другой - дар митрополита Филарета.

К 50-летнему юбилею Общества любителей духовного просвещения (1913) его библиотека из небольшого собрания книг превратилась в громадную и единственную в России епархиальную библиотеку, содержавшую 1264 рукописи, 22 тысячи наименований книг в 30 тыс. томах, а также до 400 периодических журнальных изданий.

На сегодняшний день функции и традиции общества в той или иной степени сохраняются и развиваются в деятельности духовных школ Московского Патриархата (в том числе в работе Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, работе Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и т.д.). Весьма знаменательным является и то обстоятельство, что Даниловский монастырь, наместником которого был архимандрит Иаков (Кротков) в период основания ОЛДП, в 1983 году был передан в ведение Русской Православной Церкви и его восстановление было завершено в 1988 году - к празднованию 1000-летия Крещения Руси.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1750
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4294
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2357
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2673

Другие новости