0
1833
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.07.2008 00:00:00

Бубо

Тэги: общество, элита, бубо, буржуазия, богема


общество, элита, бубо, буржуазия, богема Встречаются на презентациях и вечеринках, пьют, веселятся, знакомятся и дружат.
Фото Романа Мухамеджанова (НГ-фото)

Для меня стало совершенно очевидно, что в Москве сформировалась новая общность людей, которую я называю бубо по аналогии с англичанами и французами, использующими слово bobo. Это слияние буржуазии и богемы в местах тусовок и проведения совместного досуга.

При этом под богемой я понимаю не богему в том, настоящем смысле слова, которое описывает людей творческих, людей искусства, полностью игнорировавших официальное признание. Та богема умерла в начале 70-х вместе с разрядкой и появившейся возможностью эмиграции. Люди, которых не ценила советская власть, считая тунеядцами, стилягами, формалистами и отщепенцами, оказались востребованы на Западе. По крайней мере музеи, фонды, выставки и галереи современного искусства дали возможность публике узнать о творчестве советской богемы предметно. Но жизнь наших «непризнанных» на Западе – другая история.

Сегодня те, кто называет себя богемой, – люди вполне успешные в коммерческом плане. Бум интереса к современному, актуальному искусству, постмодернизму на фоне резкого роста доходов нарастающего класса российской буржуазии привел к развитию рынка в этом сегменте бизнеса. Именно бизнеса. И это – главное отличие богемы советской от богемы российской. Исходная установка производить коммерческую ценность, заточенность на материальный успех делает представителей современного искусства людьми очень часто материально успешными.

Модельеры и дизайнеры, от Чапурина и Симачева до Ахмадулиной и Пластининой, тесно связаны дружескими или даже родственными отношениями с представителями крупного бизнеса. Рок- и поп-музыканты, играя на корпоративных и закрытых вечеринках, становятся друзьями буржуазии. Хорошие гонорары за выступления ведут их к собственному обуржуазиванию.

Фильмы, сериалы, шоу на телевидении породили еще одну прослойку успешных людей, которые связаны с творчеством и деньгами.

Развитие глянцевой печати предоставило новые возможности для удовлетворения тщеславных потребностей буржуазии и богемы. Интерьеры загородных домов, личные украшения, машины – у всех почти одинаковы. И присутствие в одном журнале, через страницу, уже и формально помещает этих людей под одну обложку, в одну общность.

Встречаются на презентациях и вечеринках, сидят за одними столами, пьют, веселятся, знакомятся и дружат.

Молодая российская буржуазия тянется к гламуру. Это естественно, поскольку обогащение в короткие сроки предполагает демонстрационное потребление в качестве важнейшего визуального способа самоутверждения. А знакомство с людьми «из ящика», хотя и наивно и немного провинциально, по-прежнему является ценностью. Во многих уголках России для огромного числа граждан любого возраста и пола личное знакомство с Андреем Малаховым значит больше, чем знакомство с министром. Или даже с вице-премьером. Кто их знает, кто о них помнит после отставки, кому они интересны как личности?

По мере того как власть молодеет, все чаще и чаще на тусовках можно видеть и жен членов правительства, которые занимаются не только благотворительностью, но и дружбой с видными представителями бубо.

Еще больше сближает всех этих людей совместный отдых в Сардинии, Альпах, на яхтах.

Многих из этих людей можно встретить на приемах в Кремле. Там, правда, есть еще деятели науки и культуры традиционного плана. Вот эти люди и есть элита. Элита – те, кто получает приглашения от президента на прием по случаю Дня России.

Конечно, есть еще выдающиеся люди, личные заслуги которых перед страной давно нашли признание, и они не ходят на приемы. Они тоже элита. Но основной пласт ее, по факту, те, кто на Ивановской площади в шатрах под выпивку и закуску общается друг с другом.

Среди этих людей – много бубо. Это тоже знак времени. Игнорировать людей, добившихся коммерческого успеха в условиях новой России, власть не может. Потому что за таким успехом стоит проявление выдающихся способностей и черт характера.

В условиях социально-экономического хаоса переходной экономики люди, сохранившие трезвый ум и способность адаптировать его к потребностям абсолютно новой и враждебной среды, безусловно, относятся к разряду выдающихся.

Это только кажется, что коммерческий успех, способность продавать то, что производишь, – легкий и доступный успех. Мол, много ума не надо.

Надо. Более того, неспособность производить и продавать лежит в основе краха социалистической модели экономики. Никому не были нужны 800 млн. пар кожаной обуви, производимой в СССР в 80-е годы. Дискредитация системы начинается с иронии в отношении собственных товаров. «Вот такие, вот такие! Большой палец болит показывать! Если других не видел! Вот такие!»

Так что оснований считать выдающимися людей, коммерчески преуспевших сегодня в России, достаточно.

Отношение же к искусству и творчеству нашей богемы у меня лично спокойное. Мне нравится, что я могу поехать с женой на Винзавод, познакомиться с художниками, купить их картины. Которые кому-то могут показаться нешедеврами. Но они вызывают сопряженность с движением моей души. А шедевр я могу посмотреть в Третьяковке или Лувре.

При этом меня не покидает ощущение, что в России появляется все больше молодых людей, способных создавать шедевры современного искусства. Это дети, выросшие в условиях духовной и материальной свободы. Их мозг развивается под воздействием совершенно бескорыстных импульсов.

Эвристический интерес к жизни, подкрепленный доступом ко всем мыслимым источникам информации и знания, – надежная основа формирования людей нового типа.

Когда я читаю их тексты, вижу картины или слушаю написанную ими музыку – я понимаю уровень их автономности, независимости от государства и рынка. Причем эта автономность не фронда, не концептуальная стойка. Это – факт их существования. То есть они превращаются в богему нового типа, творящую по потребности творить. Без расчета на вознаграждение.

Но вознаграждение будет. Поскольку рынок, как мало какой иной институт общества, в состоянии достаточно быстро оценивать содержательную ценность нового продукта и связывать его с потребителем. Буржуазия и богема – бубо – наиболее динамичный слой современного российского общества, оказывающий самое мощное влияние на ценности и предпочтения населения. Бубо – самый желанный и притягательный образ для молодых и амбициозных людей. А значит, у бубо есть будущее.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
643
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
748
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
390
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
265

Другие новости