0
5505
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.07.2017 00:01:00

Пять кулаков после рюмки водки

Андрей Юрков

Об авторе: Андрей Львович Юрков – прозаик, ученый-химик, горный турист, горный спасатель.

Тэги: боевые искусства, ушу, китай, шаньси


боевые искусства, ушу, китай, шаньси Настоящие мастера боевых искусств – люди добрые и благожелательные. Фото Reuters

Все-таки люди, которые посвящают жизнь боевым искусствам, не агрессивные, а даже добрые и благожелательные. Таких немного. Большинство приходят на тренировки по боевым искусствам один-два раза и уходят. Есть такие, которые были на занятиях полгода – эти чаще всего рассказывают о себе как о специалистах по боевым искусствам. Есть немало тех, которые занимались три-четыре года – эти говорят про себя мало. А есть люди, которые посвящают этому жизнь. Вот вам история про китайского мастера боевых искусств в третьем поколении.

Собирался в командировку в Китай. Просматриваю маршрут. Ехать предстоит в Шаньси – небогатую гористую провинцию на севере Китая. Из Пекина нужно лететь в столицу провинции – город Тайюань, а потом посетить несколько маленьких городков, в числе них Тайгу.

Я занимался в ту пору ушу – стилем Син И Цуань (кулак формы и воли). Занимался уже четвертый год, что-то понимал, прочел книгу про истоки стиля Син И, про мастеров и передачу знаний от мастера к мастеру. Син И Цуань – один из наиболее древних стилей ушу из сохранившихся до наших дней, известный с XVI века. В XVII столетии он разделился на два направления – шансийское и хэбейское.

И один из мастеров Че Ичжай – уже из относительно позднего времени – рубеж XIX и XX веков – жил в провинции Шаньси. Участвовал в восстании боксеров – ихетуаней, применял свое искусство против правительственных войск и немецкой армии (да, в ту пору Китай был очень слаб, были весьма серьезные попытки превратить его в колонию со стороны Германии, Японии и Англии. Восстание боксеров и было направлено против этого, а подавляли его во многом экспедиционные корпуса означенных государств).

Восстание подавили, начались массовые аресты, расстрелы и казни. Но Че Ичжая не тронули, хоть он один на полях сражений нанес ущерб больший, чем рота повстанцев, – настолько был велик его авторитет. Мастеру ушу разрешили жить и преподавать боевые искусства. В Тайгу Че Ичжай основал школу, растил учеников.

Вот что я прочел в книге. А мне предстоит ехать на завод в Тайгу! «Вот интересно, это про тот городок в книге написано? Вдруг про тот? А вдруг там занимаются стилем Син И Цуань? А вдруг там кто-то помнит мастера Че Ичжая?» – так мне подумалось перед командировкой.

Посмотрели мы завод. Дела закончили. Небольшой прием по поводу приезда гостей из России. Обед. По китайской традиции – несколько маленьких рюмок водки. Все хорошо, все довольны – и наша делегация, и принимающая сторона. Дела закончены. И я решил – чем черт не шутит – спросить директора про боевые искусства в городе Тайгу.

– Да, ушу здесь занимаются, – ответил директор доброжелательно, но достаточно равнодушно.

– А есть ли здесь стиль Син И? – продолжаю прощупывать почву я.

– Син И? – В голосе директора и любопытство, и недоверие.

– Син И, – киваю я.

Директор завода встрепенулся и еще раз переспросил:

– Син И? – И изображает удар, закрутив кулак на выпаде (фирменный удар стиля Син И).

– Син И! – отвечаю я и тоже закручиваю кулак, изображая удар Бен Цуань (крушащий кулак стиля Син И).

У директора широко открытые глаза и восторг на лице. Он стал быстро говорить, давать поручения подчиненным и размахивать руками, кому-то звонить.

– Син И! Син И! – эти слова постоянно употреблял и директор, и его подчиненные. А я медленно начинаю соображать: а что будет дальше? И развитие ситуации мне нравилось все меньше и меньше.

Послали машину. Через 15 минут из машины выпрыгнул сухой сморщенный дедок во френче! Он тут же радостно закричал:

– Так где тут мастер Син И из России? – И улыбается до ушей.

Целый ворох мыслей в моей не совсем трезвой голове. Пожалуй, основная мысль была: ох, ну ни хрена себе!

А дедок продолжает кричать:

– Ну становись, показывай, что умеешь! – И встает в стойку Сан Ти Ши.

Мысли у меня в голове оформились: «Ну вот тут-то мне конец и придет! Сейчас бить будет. Ведь я только учусь, а тут мастер! В городе Тайгу! А я еще и выпимши! Все. И ведь сам напросился!»

Вокруг толпятся китайцы. Улыбаются. Настороженно. Прибежали охранники. Прибежали поварихи из заводской столовой – смотреть, как китайский мастер будет бить русского выскочку.

«Мама! Ну зачем я полез в это дело! Черт меня дернул за язык! Был хороший обед. Вкусная китайская еда. Немного выпили. Да и вообще дело сделали, нашли хорошего поставщика продукции. Хорошие, нормальные люди! Красиво вокруг. Небо голубое... И мне сейчас надо становиться в стойку и выходить на спарринг с китайским мастером! Во влип!»

А мастер торопит:

– Ну давай, показывай!

Деваться некуда! Встал в стойку Сан Ти Ши. И китаец прыгнул на меня вперед, но почему-то оказался от меня сбоку! Он крутанулся и…

Мастер Чень оказался настоящим мастером. Добрый, великолепно владеющий телом и техниками ушу. Он подсказывал мне, как правильно двигаться, указывал на ошибки в моих движениях. Он кружил вокруг, показывая, что надо делать, если бы я был не один, а он оставался в одиночестве. И все время смеялся и улыбался до ушей! Смеялся над моими неловкими движениями ушу. А уж как были счастливы охранники и поварихи, для которых устроили бесплатный спектакль!

Мастер Чень – этот самый сморщенный дедок оказался внуком мастера Че Ичжая и продолжателем традиций стиля Син И Цуань. Ведет занятия и служит в охранном бюро, как и было в Китае уже много веков. Чемпион провинции Шаньси по ушу – саньда (свободный бой). Два раза ездил в Японию преподавать.

Надо сказать, что в Китае есть очень хорошая традиция преемственности поколений, зачастую и в ушу. Мастер Чень – внук и продолжатель традиций мастера Че Ичжая, мастер Че Ичжай учился у великого мастера Ли Лонена. А тот, в свою очередь, учился у мастера Дай Лунбана. Есть информация, что в монастыре Шао Линь есть записи о том, что там в XVI веке занимался мастер Цзи Цике – один из основателей (а может быть, продолжатель) стиля. Будто бы в архивах монастыря даже сохранился его портрет.

Но есть мнение, что стиль Син И Цуань зародился в Китае в XI веке и будто бы его родоначальником был полководец Юэ Фей (тоже выходец из провинции Шаньси), великолепно владевший искусством боя копьем и прививший своим солдатам это искусство, распространив основные принципы и на кулачный бой.

Окончательно развеселившись, мастер Чень показал фирменную связку ударов Син И Цуань «У Син – пять кулаков» – основные пять видов ударов этого стиля, пронизанного восточной натурфилософией пяти первоэлементов. Огонь может поглотить дерево, но вода побеждает огонь. Стихию воды может победить земля. Из земли может вырасти дерево. Улыбаетесь? А мастер Чень показал связку приемов «пять кулаков», где завершение удара Пао Цунь, отождествляемого со стихией огня, является подготовительной фазой удара Цзунь Цуань стихии земли.

Конечно, всю эту философию удержать в голове непросто, особенно  когда выполняешь вполне боевую связку ударов. Понимание приходит потом, да и то не сразу.

А еще мастер Чень показал звериные стили – стиль дракона, стиль тигра, петуха, сокола, змеи, медведя... Всего 12 звериных стилей борьбы и ударов, имитирующих передвижение животных и манеру их поведения в схватках. Это уже следы буддизма. Китайцы, очень любящие традиции и живущие легендами, выводят стиль Син И Цуань от Дамо – легендарного Бодхидрахмы. Того самого 28-го патриарха буддизма, который пришел в Китай из Индии в 520 году нашей эры и якобы основал легендарный монастырь Шаолинь. Там и сейчас монашеская община, очень много учеников со всего мира.

В китайских классических романах благородный муж, как правило, владеет боевым искусством. Пожалуй, началом китайского классического средневекового романа можно считать Х век нашей эры (хотя литературная традиция намного древнее). Наиболее известные дошедшие до наших дней романы – «Сон в красном тереме», «Троецарствие» и «Речные заводи». Лично мне нравятся очень многие литературные приемы из «Сна в красном тереме». Но боевые искусства лучше описаны в «Речных заводях» и «Троецарствии». Между прочим, в «Троецарствии» одним из главных героев является вполне реальная историческая личность – легендарный воин Средневековья мастер Гуан Юй. Описанный в романе рыцарь без страха и упрека, он стал в Китае кем-то типа святого. Храмы в его честь стоят в нескольких провинциях, во многих храмах есть приделы Гуан Юя. И даже во многих гостиницах есть что-то типа мини-часовен с его статуями, чтобы каждый мог поклониться святому и попросить о содействии в делах, потому что великий боец Гуан Юй является кем-то вроде нашего Николы-угодника. Оба оказывают покровительство в практических делах и путешествиях. Отличие, пожалуй, в том, что Гуан Юю иногда в качестве жертвоприношения подносят водку. Он покровительствует всем боевым искусствам тоже. 

Такая вот была встреча. Это я к тому, что можно посвятить жизнь боевым искусствам и радоваться при этом жизни!



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
278
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
357
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
283
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
245

Другие новости