0
7669
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.06.2024 16:46:00

Багрицкий, как и Пушкин, ушел в 37

О поэте, который мечтал стать художником, окончил курсы землемеров и имел счастье вовремя умереть

Игорь Мощицкий

Об авторе: Игорь Иосифович Мощицкий – драматург.

Тэги: поэзия, эдуард багрицкий, биография, мифы, истории


поэзия, эдуард багрицкий, биография, мифы, истории Багрицкий был одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов, впоследствии ставших крупными советскими писателями / Портрет Эдуарда Багрицкого. Гравюра 1976 года. Алатырский краеведческий музей. Изображение с сайта www.goskatalog.ru

Недавно в интернете я ввязался в дискуссию о некогда очень популярном поэте Эдуарде Багрицком. Мои оппоненты ругали давно ушедшего творца за естественную для его времени антирелигиозность стихотворения «Смерть пионерки», а также за строки в стихотворении «ТВС» (медицинское сокращение диагноза «туберкулез») от имени чекиста Дзержинского, действительно жутковатые.

В основе сюжета «Смерть пионерки» – реальный факт. В доме, где жил Багрицкий, мать умиравшей 13-летней девочки упрашивала ее приложиться к семейной иконе, но та отказалась. «Смерть пионерки» понравилась Сталину, и стихотворение было включено в школьные учебники по литературе. В отличие от Сталина мне, тогдашнему пятикласснику, стихотворение не понравилось: показалось, что автор, восхищаясь умирающей девочкой, мало ее жалеет.

Студентом я оказался на встрече с поэтом Борисом Слуцким, где тот переживал: «Сейчас почти забыт Эдуард Багрицкий, а его очень любила молодежь до войны». Эту реплику я пересказал Бродскому (мы с ним в Питере ходили в одно литературное общество, ЛИТО), и тот в ответ прочитал на память: «На правом борту, / что над пропастью вырос: / Янаки, Ставраки, папа Сатырос… / Ай, греческий парус! / Ай, Черное море! / Ай, Черное море / вор на воре!», после чего заявил: «Не знаю, кем Багрицкий забыт. Я вот его помню».

Я тут же раздобыл томик Багрицкого и сразу наткнулся на стихотворение «Происхождение», где автор отрекался от своего еврейско-религиозного детства и родителей: «Еврейские павлины на обивке, еврейские скисающие сливки /, костыль отца и матери чепец / – все бормотало мне: «Подлец! Подлец!»

В том своем возрасте разрыв с любой традицией я воспринимал как благо, и мне захотелось понять, откуда же взялся такой разрушитель вековых семейных уз.

Биография Багрицкого оказалась окутанной мифами, но все же кое-что узнать удалось. В детстве он хорошо рисовал, мечтал стать художником, но по настоянию родителей пошел в реальное училище, откуда был исключен; затем окончил курсы землемеров, но землемером никогда не работал. В 1915 году участвовал в персидской экспедиции генерала Баратова и вернулся в Одессу как раз в феврале 1918 года. Сам он писал о том времени: «Нам, мечтающим об оружии, сразу досталось оно в неограниченном количестве. Почти все мои друзья перестреляли друг друга от неумения обращаться с ним. Я прострелил себе только левую ладонь…»

Сочинять стихи Багрицкий начал с третьего или четвертого класса, и поначалу они населены креолками и мулатами, корсарами и пиратами, но самый любимый его герой – Тиль Уленшпигель, «без шпаги – рыцарь, пахарь – без сохи…». Важнейшее место в его мире принадлежит морю, образ которого не тускнеет и в зрелые годы: «Свежий ветер закипает брагой, / сердце ударяет о ребро… / Обернется парусом бумага, / укрепится мачтою перо…» Благодаря тому что стало песней, самым известным стихотворением раннего Багрицкого остается «Птицелов» с героем-фламандцем вольным Диделем.

Печататься Багрицкий начал в 1913 году в одесских литературно-художественных альманахах, а в 1915 году вышла первая его книга стихов под названием «Серебряные трубы». В послереволюционные годы в Одессе работало литературное кафе, поначалу именовавшееся «Хлам» (художники, литераторы, артисты, музыканты) и переименованное в «Мебос» (меблированный остров), где демонстрировали свои таланты молодые Валентин Катаев, Юрий Олеша, Илья Ильф, Лев Славин, другие знаменитые в будущем одесситы. Багрицкий занимал в нем одну из лидерских позиций, и вечера там заканчивались коллективным пением его «Песенки о милой Джейн», герой которой посылал прощальный привет любимой со дна океана.

В 1920 году Багрицкий женился на Лидии Суок (старшей из трех сестер Суок, фамилию которых прославил Юрий Олеша в своей сказке «Три толстяка»), и вскоре у них родился сын Сева. Багрицкий в ту пору перебивался случайными заработками; по словам Катаева, «он умел лишь писать великолепные стихи, но они как раз никому не были нужны». Молодая семья снимала жилье то в подвале, то на чердаке, а крохотный Сева за неимением кроватки располагался в фанерном ящике и однажды поднял такой крик, что соседи с первого этажа унесли его, решив, что ребенок брошен. Потом вернули с шикарным детским приданым, которое родители загнали на рынке.

В провозглашенном в 1921 году НЭПе поэт увидел отказ от романтических идеалов революции, и в «Стихах о соловье и поэте», написанных уже в Москве, куда он перебрался в 1925 году по настоянию того же Катаева, прозвучало: «Куда нам пойти? Наша воля горька! / Где ты запоешь? Где я рифмой раскинусь? / Наш рокот, наш посвист распродан с лотка… / Как хочешь – распивочно или на вынос?» Он разочарован в своем боевом поколении: «От черного хлеба и верной жены мы бледною немочью заражены…» Идеалы его молодости сохранились только в Красной армии, и в стихотворении «Разговор с комсомольцем Николаем Дементьевым» Багрицкий отождествляет себя с ее бойцом, у которого «в походной сумке – спички и табак, / Тихонов, Сельвинский, Пастернак». Одновременно он пишет поэму «Дума про Опанаса» о судьбе крестьянина, который в смутное время Гражданской войны мечтал сеять и пахать, а угодил в банду, где стал убийцей. Но жизнь есть жизнь, и Багрицкий пишет, может быть, самое чувственное свое стихотворение «Весна»: «Мне любы традиции / жадной игры: / Гнездовья, берлоги, / метанье икры… Ах! Вам не хотится ль / под ручку пройтиться?.. – «Мой милый! Конечно, / Хотится! Хотится!..»

После завершения НЭПа поэт пишет до сих пор вызывающее споры стихотворение «ТВС», где к герою, пребывающему в состоянии чахоточной лихорадки, является тень самого Феликса Дзержинского и открывает ужасную логику времени: «Оглянешься – а вокруг враги; / руки протянешь – и нет друзей; но если он скажет: «Солги», – солги, / Но, если он скажет: «Убей», – убей»; слава богу, сам поэт никого не убил. Впрочем, некоторые полагали, что поэтическим надрывом он демонстрировал чудовищность революционной диалектики.

Между тем с переездом в Москву популярность поэта резко возросла. Он вошел в редколлегию «Литературной газеты», участвовал в работе журнала «Новый мир». При этом быт его был ужасным. Он снимал в Кунцеве половину избы без элементарных удобств; единственным украшением жилища были клетки с птицами и аквариумы с рыбками. В 1931 году Багрицкий переехал с семьей в новый писательский дом, и Шкловский сказал, что слава «принесла электричество… мотор, который подкачивал рыбкам то, чего не хватало Эдуарду (у него была астма) – воздух». В 1934 году поэт умер в 37 лет (роковая цифра для многих поэтов). За его гробом с шашками наголо шел эскадрон молодых кавалеристов, и газеты писали, что это самая крупная потеря русской поэзии после Маяковского; его мозг даже отправили в лабораторию (была и такая) по изучению гениальности.

А потом начались беды, и друзья поэта повторяли: «Багрицкий имел счастье вовремя умереть». В 1937 году вдову поэта сослали в Магадан на 17 лет, и по иронии судьбы она должна была ежедневно отмечаться в местном отделении НКВД на улице имени Эдуарда Багрицкого. В 1949 году во время кампании по борьбе с космополитизмом кому-то в «Думе про Опанаса» вдруг не понравилась фамилия комиссара Когана, и в «Литературной газете» появилась статья с критикой поэмы за «искажение исторической правды» и «буржуазно-националистические тенденции». И это о поэме, которую в 1936 году Горький предлагал включить в антологию советской поэзии в первую очередь!

Сын Багрицкого Всеволод с началом войны, несмотря на близорукость, добился направления на работу во фронтовую газету. Он был убит в феврале 1942 года осколком бомбы, ему было всего 19 лет, и он тоже был поэтом. На сосне у могилы Всеволода его боевые товарищи написали чуть перефразированное четверостишие Марины Цветаевой: «Я вечности не приемлю! / Зачем меня погребли? / Мне так не хотелось в землю / с любимой моей земли!» Книгу стихов и писем Всеволода Багрицкого издали через 22 года его мать Лидия Багрицкая и невеста Елена Боннер. (На фото в молодости она очень красива; совсем не похожа на себя рядом с Сахаровым.)

Современные литературные критики считают, что Багрицкий уже давно не поэт первого ряда, но любители поэзии помнят его. А строчки «Нас водила молодость / в сабельный поход, / нас бросала молодость / на кронштадтский лед…» из стихотворения «Смерть пионерки» стали песней, она известна практически всем родившимся в СССР.


Читайте также


4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

Предметы социогуманитарного блока начнут изучать и в инженерно-технических высших учебных заведениях

0
1001
4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

Его помнят и как писателя-фронтовика, и как хранителя культурного наследия

0
943
В роли елки – дикобраз

В роли елки – дикобраз

Сергей Белорусец

Новогодние стихи, акростихи и пожелания

0
1411
Чтобы ходики тикали, чтобы лампа горела

Чтобы ходики тикали, чтобы лампа горела

Альбом-эссе, альбом-размышление, альбом-воспоминание, посвященный журналу «Юность»

0
693