0
10602
Газета Стиль жизни Печатная версия

10.04.2025 17:46:00

Со стенгазеты начинали даже «ахматовские сироты»

Действительно ли гуманитарное образование в век техники – это путь к нищете

Игорь Мощицкий

Об авторе: Игорь Иосифович Мощицкий – драматург.

Тэги: история, культура, литература


история, культура, литература Примерно так выглядела студенческая стенгазета в советские времена. Фото РИА Новости

Самая знаменитая стенгазета «Культура» родилась в стенах Ленинградского технологического института в разгар того времени, название которому дала повесть Эренбурга «Оттепель». Удивительно, но в престижном техническом вузе тогда одновременно учились на инженеров будущие знаменитые поэты Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Анатолий Найман; артисты Андрей Мягков и Тамара Абросимова; будущий автор прогремевшей в 70-е годы рок-оперы «Орфей и Эвридика» Юрий Димитрин – и даже будущий худрук ленинградской филармонии Виталий Фомин. Им и прочим институтским гуманитариям тогдашний комсомольский вождь «Техноложки» Борис Зеликсон предложил издавать стенную газету, в которой были бы ответы на самые острые вопросы современности.

Я тоже был гуманитарием, с 13 лет писал стихи, а прочитав в 5-м классе «Мартин Иден» Джека Лондона, твердо решил стать писателем. Но мама-искусствовед объяснила мне, что ХХ век – век техники, а гуманитарное образование – это путь к нищете. Она напомнила, что Чехов был врачом, Писарев – математиком, а Алексей Толстой окончил Технологический институт, куда и мне неплохо бы поступить.

Я послушался маму, и, будучи первокурсником этого института и узнав, что готовится стенная газета под названием «Культура», написал для нее восторженный отзыв на только что прочитанный роман южноафриканского писателя Джеральда Гордона «Да сгинет день…»; тема апартеида тогда волновала меня почти так же, как героя романа.

А через месяц первый номер газеты вывесили на площадке парадной лестницы на огромном щите, так что не заметить ее было нельзя. И ее очень даже заметили: с утра до вечера возле газеты толпились студенты и преподаватели; к моей великой радости мой опус там тоже присутствовал, хотя, признаться, мало кого заинтересовал.

Газета открывалась передовицей под названием «В порядке обсуждения», где фигурировали следующие утверждения: «Надо самим разобраться в искусстве», «Не бойся, если твое мнение пойдет вразрез с чьим-то авторитетом», «Иди своим путем, без груза предубеждений». Далее следовали тексты о Достоевском, которого, с подачи Ленина, еще вчера считали «архипакостным», и о репрессированном Михаиле Кольцове, казалось, забытом навсегда. Была там и заметка Евгения Рейна о живописи Поля Сезанна, считавшегося тогда одним из столпов враждебного западного искусства. В разделе «Кино» красовалась рецензия Анатолия Наймана на бельгийский фильм «Чайки умирают в гавани» («…Модерн, в котором сделан этот фильм, снова показал, как многообразны пути развития мирового искусства»).

Восхищение модерном тогда воспринималось как крамола, но самой крамольной в газете оказалась статья Дмитрия Бобышева о молодом поэте Владимире Уфлянде, где было такое утверждение: «Он (Уфлянд) не хватает своего читателя за шиворот и не тащит его, уставшего после работы, на борьбу и сражения. Он дружески приглашает читателя войти в его настроения, давая ему начальный импульс для размышлений».

Номера газеты обсуждались в кабинете комитета комсомола, где возник настоящий литературный клуб, в котором говорили о новинках литературы, а главное, читали стихи – свои и чужие. Помню, как Толя Найман прочитал свое, по выражению Димы Бобышева, «вычурно-отталкивающее, но забавное» под названием «Отродья»: «У мужчины родился урод, / человеческий только рот, / остальное не то что бесформенное, / просто как-то нелепо оформленное. / А во всем виновата жена, / ведь рожать-то она должна». В конце концов этот урод нашел какую-то уродку, и у них родилась девочка: «Ничего, симпатичная вроде. / Так бывает всегда у отродий. / А у нравственных честных людей / вообще не бывает детей». Позже Бобышев написал, что «знатоками были отмечены политические аналогии «Отродий» с партией и комсомолом, а библейско-мифологические – с Адамом и Евой».

Главным поэтом «Техноложки» считался Евгений Рейн. Читал он сильно гнусаво, за что на одном из турниров поэтов удостоился эпиграммы, совмещенной с буриме (с заданными рифмами «нега – телега» и «нос – насос»): «Рейн читал с большою негой, но зато немного в нос. Он талантлив, как телега, а работал, как насос».

Скоро у редакции стенгазеты «Культура» начались неприятности. В институтской многотиражке «Технолог» появилась статья оскорбленного читателя, по мнению которого «газета в отдельных статьях прямо клевещет на нашу действительность при непонятном либерализме партийного комитета института, который до сих пор не принял мер». Под статьей стояла скромная подпись: «Я. Лернер, член КПСС».

Этот был тот самый Лернер, который через несколько лет прославится статьей о Бродском «Окололитературный трутень» в газете «Вечерний Ленинград», заканчивалась она филиппикой: «Такому, как Бродский, не место в Ленинграде». И этой статьей он обессмертил свое имя как антигерой.

На обвинения в нешуточном грехе – в либерализме – надо было реагировать, и в парткоме прошли многочисленные дискуссии. Которые в итоге привели к трагедии: доцент кафедры основ марксистско-ленинской философии, которого обвинили в потворстве идеологически ошибочной деятельности редколлегии стенгазеты, застрелился из именного пистолета...

А вскоре появилось и возмущенное письмо «Об ошибках газеты «Культура», в котором задавались вопросы типа «О какой культуре может говорить студент такой-то, который ни в одной сессии не сдавал экзаменов без двоек и имеет выговор за пользование шпаргалкой?». Но главный упрек в письме был адресован комсоргу Зеликсону, который «пытался свое «особое мнение» противопоставить мнению партийного комитета».

В «Комсомольской правде» и «Ленинградской правде» также появились гневные статьи о стенгазете «Культура». В противовес о ее печальной судьбе сообщила одна из иностранных радиостанций, после чего газету убрали, а по институту прокатились комсомольские собрания, на которых старшие товарищи клеймили редколлегию и особенно Зеликсона. Свой высокий комсомольский пост ему пришлось оставить.

Он считал себя несгибаемым ленинцем, но со временем начал почитывать самиздатовскую литературу. Однажды ему принесли книгу «От диктатуры бюрократии – к диктатуре пролетариата», в которой авторы объясняли, почему у нас все не так, как завещал великий Ленин. Книга ему так понравилась, что он стал показывать ее своим многочисленным знакомым, кто-то из них стукнул куда следует. И бывший комсомольский вождь оказался в КГБ: далее суд и мордовские лагеря, после которых общественную деятельность он оставил навсегда.

О безвременной кончине Зеликсона я узнал из газетного некролога, где помимо прочего было сказано, что к концу жизни у него насчитывалось более 200 изобретений и научных работ.

Из остальных членов редколлегии «Культуры» серьезнее всех пострадал Евгений Рейн – ему пришлось завершать свое техническое образование в другом, менее престижном вузе.

Позднее Рейн, Найман и Бобышев познакомились с Бродским, все вместе они вошли в историю русской литературы как «ахматовские сироты». Выражение это впервые прозвучало в стихотворении Дмитрия Бобышева «Все четверо»: «И на кладбищенском кресте гвоздима, / душа прозрела: в череду утрат / заходят Ося, Толя, Женя, Дима / ахматовскими сиротами в ряд». И хотя к моменту написания этого стиха каждый из них уже шел своим путем, так эту четверку и называют до сих пор «ахматовскими сиротами». Двоих из «сирот» – Бродского и Наймана – уже нет с нами…

Эти молодые поэты были ближним кругом Анны Ахматовой в последние годы ее жизни: опекали, посвящали ей свои стихи и провожали ее в последний путь. Существует фотография у ее гроба, где на лице Бродского запечатлелся ужас, от которого он словно пытается заслониться рукой. Его слова об Ахматовой, сказанные от имени всех четырех: «На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходившей».


Читайте также


"Независимая газета". Итоги 2025 года

0
856
1. Человек монументального мышления

1. Человек монументального мышления

22 апреля на 92-м году ушел из жизни Зураб Церетели

0
621
2. Классик концептуализма без идеологических клише умер 9 ноября

2. Классик концептуализма без идеологических клише умер 9 ноября

Не стало Эрика Булатова

0
551
3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

Некоторые фразы из книги участники литпроцесса восприняли чуть ли не как оппозиционные

0
773