0
368
Газета Стиль жизни Печатная версия

17.07.2025 17:59:00

Райские сны о земной жизни

Любопытные истории о тех, кто владеет всеми красками света

Вардван Варжапетян

Об авторе: Вардван Варткесович Варжапетян – писатель.

Тэги: имя, имянной указатель, любопытные истории, юрий григорян, ерванд кочар, николай никогосян


131-8-1480.jpg
Все зыбко и ярко. Юрий Григорян. Сон. 2010
«Независимая газета» мне не чужая, я пишу для нее столько лет, сколько она существует. В книге «ИМяННОЙ УКАЗАТЕЛЬ» я вспоминаю всех, кого встретил за более чем 80 лет. Из этих встреч и составилась моя жизнь. А еще это краткая история моей страны, сложенная примерно из нескольких тысяч историй разных людей. Вот очередные истории из моего собрания.

Григорян Юрий Суренович (род. 1946). Мой друг художник Юрий Григорян родился в селе Цоватех в Арцахе (Нагорный Карабах). Цоватех… «Дикая кошка – армянская речь» (Осип Мандельштам). Как перевести «Цоватех»? Место, где изобилие всего, вдоволь фруктов, плодов, цветов. Рай, что ли?

Я опять (в который уже раз!) в мастерской Григоряна. А мастерская – на Пречистенке, рядом с Академией художеств, действительным членом которой Григорян избран в 2022 году. Единогласно. Зураб Церетели, как атлант, державший на себе академию многие годы, радовался тогда, будто это близкого ему человека избрали. Да, оба они, старший и младший, родные по неистовому трудолюбию.

Что значит «человек свободной профессии»? Разве они и впрямь свободны, все эти художники, писатели, артисты? Нет, только избранники. А что же это за свобода, которой нет у других смертных? Свобода мыслить, чувствовать, творить. Свобода от зависти, холуйства, бесчестия. И неустанный труд, работа, работа, работа, она же – твоя молитва. Свободу дают талант и мастерство, а не звания, награды, указы. «Ничего нет без свободы, все приходит вместе со свободой» (Стендаль). Она необходима человеку, как вода – простое соединение водорода и кислорода. Так и свобода художника проста: талант и мастерство.

Юрий Суренович кладет на стол альбом. Отпечатали его в июне 2025 года в Новосибирске. Долгим оказался путь до Пречистенки. Но еще дольше понадобилось, чтобы 179 работ, созданных с 1973 по 2023 год, сошлись под обложкой «Юрий Григорян. Живопись».

Полвека жизни вместил альбом. Работа на обложке – «Сон». Трудно выбрать другой холст художника для встречи с теми, кто увидит его живопись. «Сон» завораживает красотой, нежностью, яркостью, чистотой красок, они словно сорвались с палитры, как птицы, на праздник, в гости к Юрию Григоряну. Здесь все любимые цвета художника. И все цвета, которыми Творец нарисовал Армению, когда создавал ее.

Ты красок себе пожелала –

И выхватил лапой своей

Рисующий лев из пенала

С полдюжины карандашей.

Осип Мандельштам

Художник подписал мне альбом. Я принес его домой и стал рассматривать. Был вечер, потом ночь. А я все смотрел. «Моя Земля». «Будни моего села». «Кормилица». «Ирина». «Мартирос». «Мой друг буйвол». «Арба моего детства». «Ослик». «Дорога домой». «Женщина с хворостом». «Монастырь Дадиванк». «Армянская мелодия». «Продавец перца». «Гранаты». «Одинокое дерево». «Мальчик с петухом». «Скорбь»...

Армении повезло – она страна художников. И им повезло – они дети Армении. Куда бы судьба ни занесла армянина, в окна его дома светит вечным светом Арарат, к которому после потопа причалил Ноев ковчег. Здесь праотец человечества ступил на первый клочок обсохшей земли. И вспыхнула радуга – завет Господа с родом людским: хотя и неразумны люди по младости своей, Бог милостив и терпелив, впредь Он не станет истреблять род человеческий. Если, конечно, люди сами себя не истребят.

131-8-2480.jpg
Неистовая схватка. Ерванд Кочар.
Трагедия войны. 1926 © РИА Новости
Все это друг мой знает и без меня, понимает больше меня, переживает сильнее меня...

Академик, заслуженный художник России. Россию Григорян знает и любит. Здесь давно его дом, дети, внуки. Но еще… нет, сперва, изначально! – он армянин из Цоватеха.

«Живопись» – так мой друг назвал свой новый альбом. Мог бы еще короче – «Жизнь». Короче только «Сон».

Кочар Ерванд Семенович (1899–1979) – художник и скульптор. Родился в Тифлисе, в семье выходца из Шуши (Нагорный Карабах). Учился живописи в Москве у Петра Кончаловского. Жил в Париже (1921–1936), дружил с Пикассо, Модильяни, Сутиным, взрывал каноны, искал, дерзко соединял железо с красками, ковал новые формы изобразительного искусства – «живопись в пространстве», где время – четвертое измерение.

Народный художник СССР Николай Никогосян (1918–2018) рассказал мне, как впервые встретил Кочара после его возвращения в Ереван весной 1936-го: «Иду молодой, счастливый, жизнь бурлила во мне. Вдруг вижу необычного человека: среднего роста, пониже меня, одетого как иностранец, с моноклем в глазу, с тростью в руке, еще курит трубку! Представляешь? Через неделю я уже был в мастерской Кочара, стал его учеником. Но ненадолго. Через месяц арестовали его. За все щедрые дары, что он принес родине, получил два года тюрьмы и два метра кладбищенской земли. Два метра земли любимой Армении».

А меня в мастерскую Кочара летом 1957-го привел мой двоюродный брат Ваган Согомонян – ученик варпета (так по-армянски «мастер»). Кочар трудился над самым знаменитым своим творением, украсившим Ереван, – Давидом Сасунским, героем армянского эпоса. Это одна из лучших конных статуй мира. Потом уж узнаю горькое признание Кочара известному литературоведу Льву Осповату: «То, что вы видели в мастерской, – это мое, а это (памятник Давиду Сасунскому – В.В.) – кесарю. Но с кесарем я расплачиваюсь чистым золотом».

Памятник отчеканят в меди и установят на привокзальной площади Еревана в 1959-м, а пока будущий «медный всадник» был в глине и гипсе. Мастер и два ученика-подмастерья (сын скульптора и мой брат) работают, я по сторонам глазею, кругом – какие-то конструкции из раскрашенного железа, скульптуры с дырками, заляпанные гипсом стремянки; мрамора, бронзы, гранита не помню.

– Так и будешь стоять? – сердито спрашивает Кочар. – Сделай хоть что-нибудь.

Ведет меня на второй этаж, подводит к грубо сколоченному столу, на котором глыба пластилина.

– Чего стоишь? Делай!

– Что? – глупо спрашиваю я.

– Ну Пушкина хотя бы вылепи.

Часа четыре я лупил пластилин, как боксерскую грушу, рвал, мял, пришлепывал, лепил… Никакого инструмента Кочар мне не дал. Изредка бросал сердитый взгляд в мою сторону. Наконец подошел, мокрой тряпкой трет руки. Обошел стол, губу как-то вывернул. Смотрит то так, то так.

– Хочешь ко мне в ученики?

– Нет. Я в моряки хочу.

Мне было 16 лет. Когда вышли от Кочара, брат набросился на меня:

– Ахмах! («Дурак» по-армянски.) Знаешь, сколько парней мечтают хотя бы пол мыть в мастерской варпета! А тебя он сам зовет в ученики!

И отец хотел, чтобы я стал художником. А Дмитрий Лонго (1882–1977) – первый и последний факир в России, обещал сделать из меня факира. Больше меня в ученики никто не звал. Вот и получилось: художником не стал, в моряки не попал из-за зрения, факиром сам не захотел.

Я не жалею: жил, как умел. И рад, что ни для кого не стал учителем. 

 


Читайте также


Магия белого. Любопытные истории из серии "Однажды на уроке изобразительного искусства"

Магия белого. Любопытные истории из серии "Однажды на уроке изобразительного искусства"

Ольга Добрицына

0
2175
Зачем человеку баян

Зачем человеку баян

Вардван Варжапетян

Любопытные истории о неспетой песне, удивительном имени, невообразимых красках и буквах

0
3164
Мешок денег и кусок хлеба

Мешок денег и кусок хлеба

Вардван Варжапетян

О взъерошенном филологе, великом факире и ироничном потомке Рюриковичей

0
4312
Как я не стал эскимосом

Как я не стал эскимосом

Вардван Варжапетян

О красавице нищенке, старом художнике и татуировщице с Чукотки

0
9484

Другие новости