0
3927
Газета Главная тема Интернет-версия

13.09.2012 00:00:00

Методологическое сомнение

Тэги: шувалов, вейнингер, женщина, гениальность


шувалов, вейнингер, женщина, гениальность

Александр Шувалов. Женская гениальность: История болезни.
– М.: Альпина нон-фикшн, 2012. – 228 с.

Книга австрийского философа Отто Вейнингера «Пол и характер» (1903) – это настоящая сокровищница интуиций и озарений. Мне, например, наиболее близка идея о связи этики и логики: «Но в основе своей логика и этика – одно и то же, долг по отношению к самому себе. Они празднуют свое соединение в высшей ценности истины, которой противостоит, с одной стороны, заблуждение, с другой – ложь. Но сама истина едина. Вся этика возможна только в связи с законами логики, вся логика есть в то же время этический закон. <…> Этика является логической заповедью, как логика – этической». Устарела, на мой взгляд, лишь центральная идея книги – о несовместимости чистой женственности и гениальности. Но и у нее есть эрудированные защитники. В частности, психиатр и патограф Александр Шувалов.

«Женская гениальность» – это, по сути, дополнение к внушительной по объему предыдущей книге Шувалова «Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий» (М., 2004). Всего проанализировано 89 персоналий. Собственно, первыми в психиатрическом ключе связь гениальности и безумия затронули Чезаре Ломброзо и Макс Нордау, но логический мостик к Вейнингеру перекидывается очень легко.

Еще Ницше писал: «Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в ее половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к известной мужественности вкуса». Отсюда один шаг до гипотезы Вейнингера, что если женщина обнаруживает признаки гениальности, то это свидетельствует о наличии в ее психике, а очень часто и в телесном строении выраженных мужских черт. Проблемы с половой идентификацией, как известно, предрасполагают к психическим расстройствам.

Шувалов то и дело торжествует: «Так что и в этом случае уместно вспомнить гипотезу Отто Вейнингера, утверждавшего, что гениальность только в той степени досягаема для женщины, в какой последняя обладает мужественностью» (о Марии Складовской-Кюри, с. 63); «Таким образом, известная американская писательница, автор термина «потерянное поколение», тоже подтверждает теорию Вейнингера…» (о Гертруде Стайн, с. 68).

Сначала о фактической стороне. Заслуживает внимания статистический анализ биографий выдающихся женщин, проделанный Шуваловым. Оказывается, что на первом месте (57% случаев) встречаются сексуальные и истерические расстройства. На втором месте (19%) – аффективные расстройства, на третьем (10%) – алкоголизм и наркомания. Шизофрения и шизоподобные расстройства занимают четвертое место (5,6%).


Мужские фантазмы живут и торжествуют...
Фото Михаила Бойко

Кстати, в проанализированных Шуваловым патографических материалах о знаменитых мужчинах последовательность диагнозов совершенно иная: на первом месте были аффективные расстройства, на втором – алкоголизм и наркомания, на третьем – шизофрения и на четвертом месте – специфические расстройства личности (в том числе сексуальные и истерические).

Надо признать, что в книге много фраз, которые сильно озадачивают. Ограничимся некоторыми примерами.

Из статьи о Хатшепсут: «Речь пойдет о единственной в истории Египта женщине-фараоне» (с. 27). А Нитокрис, Нефрусебек, Таусерт и – с некоторыми оговорками – Нейтикерт? Египтологи называют пять цариц, принявших титул фараона и правивших Древним Египтом единолично. Не считая эллинистической царицы Клеопатры VII, о которой речь пойдет ниже.

Из статьи о Вере Крыжановской: «Исторически является первой женщиной-фантастом…» (с. 91). А, например, Мэри Шелли?

«Путь мазохистического самоуничижения был нужен самой Екатерине Сиенской и был выбран ею, так как удовлетворял доминирующие подсознательные влечения. Благодаря именно этим психопатологическим особенностям она прославилась и была канонизирована» (с. 34). No comment.

Но эти огрехи, конечно, простительны, учитывая масштаб замысла и желание сделать чтение книги более увлекательным.

Главная претензия к книге связана с методологией исследования. Во-первых, что считать гениальностью? Шувалов к этому вопросу, кажется, не проявляет интереса. Никак не объясняется, что делают в книге о женской гениальности венгерская графиня Елизавета Батори и русская помещица Дарья Салтыкова. Очевидно же, что знаменитая женщина и гениальная женщина – это не одно и то же. Непонятно, с помощью какого критерия формируется выборка.

Тут не поможет и ссылка на Вейнингера, потому что тот придает гениальности крайне узкий, далекий от общепринятого смысл. Согласно Вейнингеру, даже если приписать все научные достижения Архимеда, Фукидида, Ньютона, Лапласа, Кювье и так далее одному человеку, то все же этот человек не заслуживал бы эпитета гения («Пол и характер». Ч. II, гл. VIII). Почему? Чтобы объяснить это, пришлось бы надолго углубиться в воззрения австрийского философа…


Гениальность повсюду...
Фото Михаила Бойко

Во-вторых, непонятно, как Шувалов решает проблему черного лебедя. Напомню, суть ее в том, что сколь угодно много белых лебедей не доказывают пропозицию «Все лебеди белы», но достаточно всего одного черного лебедя, чтобы ее опровергнуть. Учитывая это, следует направлять внимание не на яркие подтверждения, а на наиболее сомнительные случаи с точки зрения рассматриваемой гипотезы. А это подразумевает методологическое сомнение, критическую проверку любых спорных свидетельств.

Возьмем, например, статью о Клеопатре VII. Читаем: «После убийства Цезаря она вышла замуж за другого римского государственного деятеля и полководца – Марка Антония. Последний оставил нам любопытное письменное свидетельство ее любвеобильности: когда у Клеопатры случался припадок нимфомании, она последовательно «совокуплялась» с 106 мужчинами…» (с. 30). После таких обескураживающих «фактов» начинаешь сомневаться в правдивости всех прочих патографий. Во-первых, неизвестное науке письменное свидетельство Марка Антония – целиком на совести Шувалова. Во-вторых, миф о Клеопатре давно деконструирован, изучен, прослежен его генезис. Примером может служить книга Люси Хьюз-Хэллет «Клеопатра: Правда, легенда, ложь» (М., 2000). Проанализировав все античные свидетельства, исследовательница приходит к выводу: «Поэты при дворе Августа обвиняли ее в необузданной похотливости; тема была подхвачена в более позднюю эпоху, но, насколько можно судить теперь, у нее были только два сексуальных партнера, причем обоих она выбрала хладнокровно и расчетливо, преследуя определенные политические выгоды. Клеопатра, героиня многих сотен горячечных сексуальных фантазий, оказывается на поверку и по нормам ее времени образцом если не целомудрия, то воздержания» (с. 30). Миф о нимфомании Клеопатры – отзвук одной из самых грязных и успешных пропагандистских операций античности. С помощью клеветы Октавиан ожесточил римлян против Антония, который воспринимался уже не в качестве реального и грозного претендента на высшую власть, а в качестве жертвы безрассудной страсти, игрушки в руках порочной чужестранки.

По-видимому, в споре о женской гениальности невозможно поставить точку. И исследователям, и исследовательницам приходится иметь дело со слишком мощными мифами, архетипами и фантазмами, чтобы оставаться беспристрастными…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1341
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
672
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3569
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2788

Другие новости