0
7216
Газета Главная тема Интернет-версия

20.07.2017 00:01:00

Мне нравится беременный мужчина

Тэги: футуризм, давид бурлюк, маяковский, хлебников, крученых, авангард, слово, эмиграция, поэзия, заумь, первая мировая война, живопись, япония, америка


Маяковский писал: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задираться. Чуть не задрались». 	Фото © РИА Новости
Маяковский писал: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задираться. Чуть не задрались».
Фото © РИА Новости

Завтра в литературном клубе «Классики XXI века» (Страстной бульвар, д. 6, стр. 2, Чеховский культурный центр; вход в арку со Страстного бульвара) пройдет творческий вечер литературной группы ДООС («Добровольное общество охраны стрекоз»: литературная группа современных русских поэтов-авангардистов),  посвященный 130-летию со дня рождения поэта и художника Давида Бурлюка. В вечере примут участие Константин Кедров и  Елена Кацюба (подробный состав участников уточняется). Кто такой Бурлюк, почему он так важен Кедрову, мы спросили у самого организатора вечера.

«Моя судьба, – говорит Константин Александрович, – неразрывно связана с Давидом Бурлюком. Дело не в том, что я живу в доме, где он жил, только двумя этажами выше. Бурлюк на третьем, а я на пятом. И не в том, что одна из первых моих премий – Международная отметина Давида Бурлюка. Просто мне посчастливилось с ним встретиться дважды, в 1957-м и в начале 60-х.

Воспоминание о первой встрече есть у меня в стихах:

Давид Бурлюк наводит свой 

лорнет

разочарованный

на всех кого здесь нет

Но очарованный

на всех кто где-то есть

Да это есть

но кажется не здесь

Он видит как раскинув 

луч-шаги

шагает Солнце Маяковский

а Маяковский видит 

как Бурлюк

соединил лорнетом лик и глюк


Но глюки глюками а

в блюдечках-очках

уже бледнеют мальчики ЧК


Надев берет и натянув 

пиджак

уплыл доитель изнуренных 

жаб

Давид Бурлюк

Бурлюк Бурлюк Давид

но неизвестно

кто кого доит


дирижер жаб

дирижабль


Встреча вторая была на даче Шкловского, а привел меня на нее Кручёных. Бурлюку очень понравилась моя поэма «Бесконечная» – особенно вот эта метаметафора:

Около окон пролет полета

И этот стон среди серых стен

Какой-то прохожий шагнул в пространство

И рухнул замертво сквозь 

столетья

А дворник сметал с тротуара 

звёзды

И в мокром асфальте 

ломались 

люди

Я вышел к себе через – 

навстречу – от

И ушел ПОД

Воздвигая над

У Бурлюка было особое чутье на молодых поэтов. Именно он открыл Маяковского, но с годами чутье нисколько не притупилось.

Обо всем этом и о многом другом расскажу на вечере Давида Бурлюка в Чеховке».

Что ж, придем и послушаем.

Что же касается того же Маяковского, то у него хоть и нет юбилея, но родился он совсем «рядом» с Бурлюком – 19 июля. Только в 1893 году. А Давид Давидович Бурлюк 21-го. В 1882-м.

11 лет и три дня разницы.

Авангард или лубок? Бурлюк умел и то, и то. 	Давид Бурлюк. Козак Мамай. 1912
Авангард или лубок? Бурлюк умел и то, и то. Давид Бурлюк. Козак Мамай. 1912

Его называли «отцом русского футуризма». Футуризм сейчас считается явлением более поэтическим (да и основал его итальянский поэт Филиппо Маринетти), но и Бурлюк, и Маяковский, и, например, Елена Гуро были и поэтами, и художниками.

Давид Бурлюк – в поэзии – не столько собственно творец, сколько, скажем так, деятель, «открыватель поэтов». А вот художником он был на удивление разнообразным. Кроме характерных авангардных работ у него есть и абсолютно реалистические, и традиционные портреты и пейзажи, есть почти карикатуры, некоторые его картины заставляют вспомнить Малевича, Кандинского и Шагала, есть откровенные стилизации под Ван Гога, французских импрессионистов, немецких экспрессионистов, в чем-то чувствуется влияние сюрреализма. Кажется, будто он специально перепробовал все возможные манеры, чтобы кому-то – или самому себе – доказать, что, мол, могу и так, и эдак. Что касается разнообразия – это выбор и метод Бурлюка, а вот писать в любой нетрадиционной манере все-таки, как нам кажется, больше прав имеет тот, кто умеет работать и совершенно традиционно.

Знаменитое стихотворение у Бурлюка всего одно:

Каждый молод молод молод

В животе чертовский голод

Так идите же за мной…

За моей спиной

Я бросаю гордый клич

Этот краткий спич!

Будем кушать камни травы

Сладость горечь и отравы

Будем лопать пустоту

Глубину и высоту

Птиц, зверей, чудовищ, рыб,

Ветер, глины, соль и зыбь!

Каждый молод молод молод

В животе чертовский голод

Все что встретим на пути

Может в пищу нам идти.

Но даже его нет в известной советской хрестоматии для студентов вузов «Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период». Есть только цитата в тексте Алексея Крученых. Но цитата обширная – больше половины. Дело, видимо в том, что поэт эмигрировал. Но тихо, без шума – через Японию. Нарисовал там несколько сот картин и этим заработал на билет до Америки. Один из его братьев – Владимир, тоже художник, погиб в 1917 году на Первой мировой войне, второй брат – Николай, тоже поэт – был расстрелян в 1920-м, так сказать, в превентивных целях, «желая скорее очистить РСФСР от лиц подозрительных, кои в любой момент свое оружие могут поднять для подавления власти рабочих и крестьян». Зато Давид Бурлюк прожил до 1967-го. Рисовал, писал, издавал книги и альманахи.

Хороших, но не столь известных, как «Каждый молод молод молод…» Стихов у него, конечно, много:

Заколите всех телят

Аппетиты утолять

Изрубите дерева

На горючие дрова

(…)

Ясным радостям сродни

Потрошите неба своды

Озверевшие народы...

Или вот это:

…Плывет коптящий стеарин,

Вокруг безмерная Россия,

Необозначенный Мессия

Еще не сознанных годин.

Бурлюк в отличие от Маяковского поэт не стихотворений, а (как отчасти и Хлебников) скорее строф. Вот еще одна знаменитая его фраза: «Мне нравится беременный мужчина».

А что там дальше, в этом стихотворении? Читаем:

Мне нравится беременный

мужчина

Как он хорош у памятника

Пушкина

(…)

Не знает мальчик или девочка

Выйдет из злобного семечка?!

Ну, и так далее.

Вернемся к словам Константина Кедрова:

«Когда в 1965-м он во второй раз появился в Москве, мы, молодые поэты, метались по разным музеям и клубам, чтобы хоть мельком увидеть одноглазого сатира. И вот встреча состоялась. Сатир оказался в костюме с иголочки, сиял очками в золотой оправе и ничем не напоминал тучного задиру с лорнетом, о котором не раз рассказывал нам Крученых. Крученых уже не было, но еще перекатывался, как ртутный шарик, неуемный, неугомонный Виктор Шкловский.

В то время о Давиде Бурлюке в учебниках почти не упоминали. Две-три строки о буржуазном футуризме, от которого-де зрелый Маяковский вскоре избавился. Бурлюк с возмущением воскликнул: «Это я-то буржуазный? Это футуризм буржуазный? Да мы всю жизнь ненавидели буржуев! Я их и сейчас ненавижу».

Тут мы стали просить Бурлюка прочесть его стих, ставший когда-то манифестом: «Каждый молод молод молод/ В животе чертовский голод.../ Будем лопать пустоту,/ Глубины и высоту». Бурлюк решительно отказался. Теперь я понимаю, что от былого зычного футуриста резко отличался этот человек, которому и жить-то оставалось два года. Не мог он читать «каждый молод, молод, молод». И в этом трагедия футуризма, им же основанного. Они рвались в будущее, а в будущем у человека старость, если повезет, а затем и неизбежное – смерть.  Футуризм – культ будущего устарел. Не устарел сам Бурлюк. Он так  и не сумел состариться. Я-то его молодым не видел, но этот лысеющий и полнеющий господин из Америки  в чем-то был моложе меня и пятнадцатилетнего, и двадцатипятилетнего. В запасе у него всегда была молодость с Маяковским, Хлебниковым, Кручёных».

Давид Бурлюк родился раньше их всех троих, а пережил его только Алексей Крученых, и то только на год. Бурлюк действительно был отцом русского футуризма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1953
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4615
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2507
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2885

Другие новости