0
1454
Газета НГ-Телеком Интернет-версия

01.03.2005 00:00:00

Сотовые компании хотят стать «всесоюзными»

Тэги: сотовый оператор, снг, мтс, провайдер


сотовый оператор, снг, мтс, провайдер Экспансия в страны бывшего СССР – вполне естественное развитие для отечественных сотовых компаний.
Фото Сергея Кормихина

Отечественным сотовым операторам стало тесно в России – все чаще их взор устремляется на просторы стран СНГ, где еще огромное количество «немобилизованных» граждан готовы платить вполне хорошие деньги за качественную связь с родными и партнерами по бизнесу.

Еще в ноябре 2002 года МТС приобрела первые 57,7% акций компании UMC (один из двух крупных украинских операторов). Но настоящий прорыв случился в 2004 г. – 2 августа 2004 г. МТС приобрела 74% акций крупнейшего сотового оператора Узбекистана Uzdunrobita, а 30 августа «ВымпелКом» выиграл тендер на покупку 100% акций второго по величине оператора сотовой связи Казахстана – «Кар-Тел». Стоимость компании была оценена в 350 млн. долларов. И в завершение года «Альфа-Телеком» приобрел узбекского сотового оператора Buztel у Bakri Group (Индонезия). Buztel основан в 1996 г. и имеет лицензию на оказание услуг сотовой связи стандарта GSM-900 в Ташкенте, являясь одним из лидеров сотового рынка столицы Узбекистана.

Как отмечает аналитик компании J'son & Partners Ирина Астафьева, «поскольку у абонентов МТС есть льготные условия по роумингу на Украине, следовательно, «ВымпелКом» также будет стремиться нивелировать это конкурентное преимущество и не только на Украине, но и других странах СНГ».

Экспансия в страны бывшего СССР – вполне естественное развитие для отечественных компаний. Крупные сотовые компании хотят стать «всесоюзными». Дело в том, что по площади и расстояниям некоторые страны СНГ – Украина, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Армения – гораздо интереснее, чем отдельные регионы России: на небольшой территории живет значительная часть населения, в то время как в России все «разбросано» на огромной территории, покрыть которую базовыми станциями нелегко, да и по большому счету не нужно.

Статистические показатели говорят сами за себя: за два года работы UMC со времени ее приобретения компанией МТС прирост абонентской базы составил 115% (по информации компании J'son & Partners, в ноябре 2003 года – 2,8 млн., в ноябре 2004 года – 6 млн.).

Потенциальные возможности на рынках СНГ достаточно высоки, так как проникновение сотовой связи в странах СНГ не достигает и 20% (для сравнения в целом по России оно больше 50%). Ирина Астафьева отмечает: «Рынки стран СНГ привлекают российских сотовых операторов как будущая площадка для развития, как следующий этап после покорения регионов. За 2004 год российские операторы значительно активизировали свою деятельность в регионах, в большинстве из них уровень конкуренции уже настолько высок (соответственно происходит снижение ARPU – среднемесячного дохода с одного абонента), что операторам пора обратить свой взор за пределы России».

Однако прийти на рынок не так просто, ведь основными конкурентами являются крупные европейские провайдеры, они не менее российских заинтересованы в развитии этих рынков, так как уровень проникновения еще будет расти, потенциал есть, это динамично развивающиеся рынки, на которых можно и нужно строить бизнес и зарабатывать деньги. К примеру, в страны Балтии выход отечественным компаниям уже плотно закрыт европейскими операторами.

Кроме экономической целесообразности выхода на рынок СНГ, ситуация в большинстве стран отличается высокой нестабильностью. То есть во главу угла ставится уровень бизнес-рисков на местном рынке. Станислав Мирин, ведущий аналитик департамента консалтинга компании «РосБизнесКонсалтинг»: «Закрытость экономики, переменчивость законодательства и политические риски накладывают своеобразный фильтр на инвесторов. Очень вероятно столкновение с ситуацией, при которой у покупаемой компании будет высокая задолженность, а стоимость активов относительно невысока. Ожидать приход на эти рынки крупных западных акционеров, на мой взгляд, в ближайшее время не следует – поэтому у отечественных компаний есть время для развития».

Тем не менее на 2007 год ожидается всплеск интереса к поглощению уже российских операторов со стороны западных – поэтому им, чтобы выгодно «продаться», надо строить хорошие сети и привлекать максимальное число абонентов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
480
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
593
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
185
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
653

Другие новости