0
675
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

06.11.2003 00:00:00

Розыгрыш

Тэги: Екимов


Недавно некоторый господин, считающийся литературным критиком, сообщил в интервью некоторому сетевому журналу: "┘Ошарашило открытие критиками "Ex Libris" деревенской прозы, скажем, Бориса Екимова, о чем написано с ненатуральным слезливым умилением людей, явно не бывающих в русской деревне. Им и невдомек, что Екимов пишет давно и много и о нем постоянно и немало пишет критика (Андрей Немчур, Александр Астраханский и др.), что Екимов - одна из ключевых фигур нашей литературы, а тут на тебе - открытие!"

Господину невдомек, что автором рецензии на книгу Екимова был укрывшийся псевдонимчиком Павел Басинский - екимовский земляк и товарищ. Господину невдомек, что Астраханский с Немчуром спят и видят, как бы выпустить из узилища насильника русских недр Хитрованского, а потому размахивать их нечистыми именами подле калош Екимова просто смешно┘ Дело не в этом.

Кто Екимов Гекубе? "Одна из ключевых фигур". Стоящий за этой оговоркой образ шахматной доски есть признак безнадежно виртуализированного сознания. Литература, мыслимая как "литературное поле", превращается в типичное средство медиа. Такое же, как телевидение. Неразличение реальности медийной и реальности эмпирической, то есть "текста" и "мира" - главная особенность как телезрителей, так и "профессиональных читателей". Разница только в том, что о вреде телевидения стало известно вдруг всем и сразу, а о вреде литературщины задумываться не принято.

Сатане выгодно, чтобы все думали, что его не существует. Пока просвещенный плебс будет радостно грозить пальчиком телеэкрану, книжные интеллектуалы сконструируют в своих "сокровищницах духа" новую ловушку. Вроде той самой "демократии зрителей", которую придумали в свое время либеральные интеллектуалы, считавшие, что народ слишком туп, чтобы вникать во все сложности управления государством. Смысл "демократии зрителей" заключается в том, чтобы возбуждать в массах эмоции - воздействуя на них, легче обманывать. А для возбуждения эмоций политическая проблема должна быть эстетизирована.

Характерно, что постмодернизм в его интеллектуалистском изводе начинался именно с анализа медийной реальности ("Мифологии" Ролана Барта). Но критика быстро уступила место упоению - вдохновенному мыслителю свойственно влюбляться в свой предмет. Бодрийяр стал уже чуть ли не апологетом медийной реальности - его книга "В тени молчаливого большинства" была апофеозом презрения к тому самому "тупому народу", ради одурачивания которого эта реальность и затевалась.

Главным признаком интеллектуальной и "высокой" культуры в ХХ веке стала глубокая и почти бессознательная убежденность интеллигенции в том, в чем она сама пыталась убедить массы, а именно что мир виртуален и умозрителен.

Виртуализированный "человек текста" подобен шизофренику, не представляющему, что происходит в окружающей его физическое тело реальности. Он лишен естественных рефлексов - например, чувства боли: бестрепетно хватается за раскаленные утюг и сковородку, а потому весь покрыт язвами, гниет и смердит.

У этой вони есть очевидные, а потому менее опасные проявления: такова "чистая эстетика" Владимира Сорокина, слишком рано понадеявшегося, что литература "умерла", то есть целиком переместилась из жизни в книгу. Недавно Сорокин пал жертвой телевизионного розыгрыша: некая девушка заехала тортом в лицо его соседу по столику в кафе, якобы перепутав того с писателем. То есть заехала невиновному. Сами того не желая, телевизионщики "актуализировали" проблему вины. Страшно было смотреть на его лицо. Это было лицо изжаленного утюгами и сковородками человека, к которому вернулось на миг чувство боли.

Но у вони есть и неочевидные, а потому более опасные проявления. Вот один симпатичный мне публицист пишет: "Надо хорошо понимать, что так называемая борьба Русского Либерализма с Русским Национализмом - это борьба компании "Эксон Мобил", представляющей Русский Либерализм, с компанией "Шеврон Тексако", представляющей Русский Национализм. Вот и все".

Красиво? Красиво. Нет ни заскорузлых колхозников Бориса Екимова, ни замерзающих в тайге охотников Михаила Тарковского, ни корчащихся в смертной муке нищих Олега Павлова - есть только ключевые и не ключевые "фигуры". От не ключевых ниточки тянутся к ключевым, от ключевых - к Астраханскому с Немчуром и дальше наверх, в директорат компании Exxon Mobil.

Еще пример. В прошлом году известный популяризатор грошовой иностранной литературы Лев Данилкин написал для одной газеты следующее: "Один мой приятель имел обыкновение расплачиваться с гаишниками мужскими глянцевыми журналами. Однажды ментовский унтер, разглядывая кипу бумаг с голыми телками, поднял глаза на нарушителя и спросил: "А живых когда привезешь?" Приятеля передернуло от брезгливости. Это не была грубая мужская шутка. Эти слова были лингвистическим продуктом жизнедеятельности существа другого антропологического вида. (┘) Именно поэтому я хотел бы жить в государстве социального апартеида. В котором действовал бы закон, защищающий буржуазию от пролетариата". Конец блестящей цитаты.

Шут с ним, с апартеидом, тут и без меня все понятно. Обратим внимание на неочевидный смысл данилкинского переживания. "Приятеля", живущего в мире образов, "передернуло" оттого, что его ткнули носом в реальность. В реальность, которую он этими образами пытается подменить. Не для себя - для таких вот "гаишников". А получилось наоборот. "Приятель"-то думал, что глянцевые девочки не пахнут! А скверному гаишнику все едино: что редактор "мужского журнала", что сутенер. Так избавьте ж буржуазию от этих грубых, тупых скотов, которым хоть кол на голове теши, а они все продолжают называть вещи своими именами!

Сорокин, кстати, оказался честнее. Затравленно глядя на торт, размазанный по соседу, он пролепетал: "Я понял, что литература жива┘" Потом, правда, его успокоили. Объяснили, что это розыгрыш.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2269
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5064
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2784
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3214

Другие новости