0
1108
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

05.02.2004 00:00:00

"Обещаю ходить на партсобрания"

Тэги: Геласимов


- Андрей, какие новые образы и темы от тебя ждать?

- Есть идея написать книгу, отталкиваясь от песен Тома Уэйтса. Одна песня - одна новелла. Так получилось, что его интонации удивительно совпадают с моими. Ужасно хочется зазвучать с ним в унисон. То есть это вопрос вполне ритмический. Плюс, разумеется, огромная личная симпатия.

- Давно пишешь?

- Я начал довольно давно, быть может, лет десять-пятнадцать назад. Однако то внутреннее напряжение, которое царило в сердце, а иногда и та красота, которую успевали замечать глаза, никак не могли найти адекватного способа выражения на бумаге. Внутренние фигуры не совпадали с фигурами речи. Переживать это было довольно мучительно, и лет пять назад я понял, что из этой ситуации существует всего два выхода. Либо оставить в покое эти внутренние загогулины и перестать писать, наслаждаясь ими единолично, либо изучить законы, по которым можно построить рельсы и выкатить весь этот груз из себя. Так, чтобы на выходе он вполне соответствовал тому, что творилось с ним у меня в сердце. Вот тогда я начал детерминированно заниматься анализом чужих текстов. Мне стало интересно - как у других парней это получилось. В смысле передачи оттуда - сюда. Хемингуэй здорово помог, Тургенев, Фолкнер. Кое-какие схемы у них для меня прорисовались.

А жизнь тем временем шла весьма разнообразная. Дети появлялись, исчезали друзья. Страна рушилась. Впрочем, я все-таки больше думал о том, на какой ноте я должен звучать. То есть надо было найти свою интонацию.

- Андрей, ты считаешь себя одиночкой или ощущаешь родство с кем-то из современных литераторов?

- Сложный вопрос, потому что для меня одиночество вещь амбивалентная. Существует сразу в двух измерениях. С одной стороны, все время хочется уехать на велике в какое-нибудь поле под Москвой, а с другой стороны, все равно понимаешь, что без конца в этом поле колесить невозможно. В любом случае необходимо общение. Со многими писателями у меня очень теплые дружеские отношения. Однако я совсем не читаю, поскольку постоянно приходится прислушиваться к той ноте, которая звучит во мне. Чужие интонации могут помешать. Я ведь не поэт. Мне приходится каждый день на несколько часов усаживаться за письменный стол, и я должен звучать абсолютно идентично самому себе. Задача, надо сказать, непростая. Летчицкая, я бы сказал. Понимаешь, это как пилоту необходимо ежедневно поднимать свою машину в небо. Иначе навык уходит. Бочки там, мертвые петли, иммельманы всякие. То есть как в старой советской песенке: "Если б ты знала - как тоскуют руки по штурвалу".

- И сколько ты пишешь за эти часы?

- Где-то около страницы. Бывает и три, но реже. Напряжение в процессе работы принимает сугубо физические параметры, поэтому часа через два-три у меня уже трясутся от усталости руки, как будто вагоны грузил. Нырять с головой во все эти штуки не так-то легко. Приходится платить. Во всяком случае, двадцатикилометровая поездка на велосипеде меня так не изматывает.

- А на твой взгляд, насколько важна технология текста и есть ли у тебя свои приемы завоевания читателя?

- Я же не Вильгельм-Завоеватель! Задача - средствами языка со всем его грамматическим и синтаксическим гейм-плеем просигнализировать, дать знать, махнуть флажком (как матрос на мачте) о всех тех вещах, которые никакой грамматике не подчиняются и вообще не имеют к ней ни малейшего отношения. То, что живет у нас внутри, не имеет структуры. Оно есть - мы это чувствуем. Из-за него мы грустим, смеемся, верим в Бога, любим и так далее. Но чтобы рассказать о нем, неизбежно обращение к структурным элементам - словам, падежам, краскам, линиям и тому подобное. Художнику лучше все-таки знать - как смешивать краски. В этом смысле я лично преклоняюсь перед флорентийскими мастерами эпохи кватроченто. Эти ребята были в курсе, за какие веревки тянуть.

- Можно ли назвать тебя "человеком идейным"?

- Меня больше волнуют вопросы ритмики текста. На всех уровнях - на лексическом, на синтаксическом, на композиционном. Если в этом есть хоть какая-то идеология и кто-нибудь когда-нибудь решится организовать по этому поводу политическую партию, то я примчусь туда первым. "Задрав штаны", как Есенин за комсомолом. Обещаю даже ходить на партсобрания. Только, чур, там будут говорить строго о композиции текста. Другие проблемы в литературе, да и в жизни, меня мало интересуют. Гражданская позиция - это какая-то не очень ритмическая вещь. Мне кажется, она живет по другим законам. Я в том смысле, что "не танцующий - не философ". В танце ведь главное - ритм. В тексте тоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
577
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
350
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
700
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
658

Другие новости