0
6307
Газета Я так вижу Печатная версия

04.03.2024 18:33:00

Неуловимый Джо немоторизованной мобильности

Для качественного содержания велопешеходной инфраструктуры зимой нужно перейти к тотальной механизации

Сергей Шелмаков

Об авторе: Сергей Вячеславович Шелмаков – кандидат технических наук, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Тэги: клммунальные службы, уборочная техника, немоторизованная мобильность, велопешеходная инфраструктура, изменение климата, зимний травматизм


клммунальные службы, уборочная техника, немоторизованная мобильность, велопешеходная инфраструктура, изменение климата, зимний травматизм Улицы большинства российских городов не приспособлены для велосипедистов, нередко даже пешеходам по ним передвигаться непросто. Фото Андрея Забродина/PhotoXPress.ru

– Бармен, а что это за тип за столиком у окна?

– Это наш легендарный Неуловимый Джо.

– И что, действительно его никто не может поймать?

– Да кому он сдался…

В последние несколько лет зимы выдались тяжелыми для коммунальных служб, ответственных за содержание улиц, дорог и велопешеходной инфраструктуры. Климат все-таки меняется… Согласно статистическим данным, за период с 1991 по 2015 год количество опасных гидрометеорологических явлений в РФ увеличилось более чем в два раза. И хотя об этом процессе ученые-климатологи информируют нас уже более 30 лет, складывается впечатление, что для коммунальных служб выпавший зимой снег – полное откровение. Многие в нашей стране не видят различия между научными данными и политическими информационными кампаниями. Вот и ждут, что изменение климата вот-вот отменят по причине его непопулярности. А все разговоры об этой проблеме – это легенды о Неуловимом Джо.

К сожалению, изменение климата не отменят. Поэтому нужно готовиться к последствиям этого процесса: обильным снегопадам, ледяным дождям, частым переходам температуры через нулевое значение и т.п. Но если с уборкой снега на дорогах и улицах коммунальщики в целом все-таки героически справляются, то ситуация по зимнему содержанию пешеходной и велосипедной инфраструктуры может быть охарактеризована как фиаско.

Согласно статистике, количество уличных травм зимой, а также поздней осенью и ранней весной в нашей стране увеличивается вдвое. В целом, согласно статистическим данным, зимний травматизм дает до 15% заболеваемости с временной нетрудоспособностью. Наиболее часто встречаются переломы плечевой кости, костей предплечья, ключицы, переломы костей голени и повреждение связочного аппарата плечевого, коленного и голеностопного суставов, черепно-мозговые травмы. Основная причина травм – падение из-за неудовлетворительного состояния тротуаров и дорог: неисправное состояние уличных покрытий, гололед, недостаточная освещенность и т.д.

В ходе одного из исследований, проведенных в Перми, было определено, что показатель гололедного травматизма среди районов города в 2016–2017 годах доходил до значения 22 случаев на 1000 жителей. Общая динамика увеличения гололедных травм среди населения происходит не столько на улицах города, сколько преимущественно на придомовых территориях. Доля пострадавших около дома колебалась от 57,6% в 2015 году до 59,2% в 2017-м.

Для сравнения: общий уровень травматизма среди взрослого населения РФ в 2013–2017 годах составлял 82–87 случаев на 1000 населения (ежегодно порядка 10 млн человек). В 2017 году из всех травм 23,5% приходилось на переломы различной локализации, а 62,6% – на прочие повреждения.

К сожалению, более детальных статистических сведений по гололедному травматизму не существует, но понятно, что ущерб (как экономический, так и моральный) от ненадлежащего состояния инфраструктуры для немоторизованной мобильности огромен. И он связан не только с травматизмом, но и с такими последствиями, как потеря привлекательности общественного транспорта и усугубление многочисленных проблем гиперавтомобилизации, увеличение времени поездок, срыв сроков доставки товаров, снижение бизнес-активности и т.п.

Обычно всю вину за неубранные тротуары и дорожки возлагают на коммунальные службы. Но позволю себе пару слов в их защиту. Я помню чувства и мысли, возникшие у меня в пору службы в армии, когда после очередного снегопада мне выдали лопату и приказали в одиночку убирать плац размером с футбольное поле. Поковыряв сколько мог снег, я слинял греться. Видимо, похожие мысли и чувства возникают и у «понаехавших» дворников.

Дело в том, что для качественного содержания велопешеходной инфраструктуры, помимо грамотной (и честной!) организации процесса, необходима либо тотальная механизация работ, либо очень большое количество сотрудников. Второй вариант неэффективен, поэтому его мы не будем даже обсуждать. Тем более что в XXI веке заставлять людей вручную убирать снег (в таких масштабах) как-то даже аморально.

Что же касается механизации содержания велопешеходной инфраструктуры (в том числе и уборки снега), то здесь можно выделить несколько взаимосвязанных проблем, существенно затрудняющих этот процесс.

Во-первых, сама инфраструктура по большей части не приспособлена для механизированной уборки. Не соответствующая уборочной технике ширина тротуаров/дорожек, крутые повороты, наличие высоких бордюров, неправильно расположенные мачты освещения и опоры дорожных знаков, хаотично размещенные прочие препятствия, отсутствие места для складирования снега, плохое качество покрытия (ямы, трещины, выбоины) и т.п. Но главное – отсутствие должного внимания и, как следствие, общепринятых (обязательных к соблюдению!) принципов дизайна инфраструктуры для немоторизованной мобильности.

Если проектирование, создание и содержание автомобильных дорог и улиц регламентируется множеством правил, регламентов и стандартов, то в сфере инфраструктуры для немоторизованной мобильности действует несколько документов общего характера, требования которых, впрочем, все равно не соблюдаются. Если дорожной деятельностью занимаются профессионалы под тщательным присмотром множества контролеров, то создание инфраструктуры для немоторизованной мобильности, почему-то отнесенное к благоустройству, а не к дорожной деятельности, зачастую поручают «специалистам», не имеющим ни малейшего представления о том, как это положено делать. И они бесконтрольно творят, что им заблагорассудится.

На мой взгляд, это основополагающая проблема. С ней так или иначе связаны все последующие…

Подход к проектированию, созданию и содержанию инфраструктуры для немоторизованной мобильности должен быть таким же тщательным, как и к автомобильным дорогам. А приоритет использования территории – более высокий. Это означает, что если места недостаточно, то «потесниться» должны автомобили, а не пешеходы или велосипедисты.

Во многих городах мира, вставших на путь ревитализации, то есть оживления после удушающей гиперавтомобилизации, используется именно такой подход, получивший название «совершенных улиц», «зеленых улиц» или «лучших улиц». Основная идея – дизайн улицы должен отвечать интересам всех потенциальных пользователей: жителей, всех участников дорожного движения, коммунальщиков, торговцев, экологов и т.п., но при этом приоритет должен отдаваться наиболее эффективным, социально справедливым и экологичным решениям.

Но вернемся к снегу. Вторая проблема, затрудняющая его механизированную уборку, – повсеместно припаркованные автомобили. Это отражение доминирующей в нашей стране утопичной идеи тотальной автомобилизации. Большинство автомобилистов еще надеются перемещаться на автомобиле по городу «от двери до двери» и «с ветерком». Об индуцированной мобильности, о том, что «расширение дорог для борьбы с заторами подобно лечению ожирения ослаблением ремня на брюках», о деградации городов из-за гиперавтомобилизации никто и слышать не хочет. Автомобилист – «священная корова», он постоянно платит деньги, улучшая отчетные экономические показатели. Вот только качество жизни всех горожан от этого только ухудшается. Но, похоже, это мало кого волнует, это еще один Неуловимый Джо.

Пора уже признать, что автомобиль в современном городе – это роскошь, а не средство передвижения. Что городская территория – слишком ценный ресурс, чтобы использовать его для размещения шестиполосных автострад (со смехотворной по сравнению с общественным транспортом пропускной способностью) и плоскостных автопарковок (тем более бесплатных). Признать это все равно придется, но чем позже мы это сделаем, тем больше допущенных ошибок придется исправлять. И стоить это будет очень дорого…

Третье – уборочная техника зачастую не предназначена для уборки велопешеходной инфраструктуры. Малогабаритные снегоуборочные машины практически не встречаются (хотя их производят и в России), вместо ручных профессиональных снегоуборочных машин используются модели бытового уровня, которые быстро выходят из строя. Причин этого называют много – от хронического недостатка финансирования и коррупции до низкой квалификации работников ЖКХ. Кстати, неопределенность дизайна инфраструктуры для немоторизованной мобильности также затрудняет механизацию, поскольку инженеры-проектировщики не имеют описания условий эксплуатации техники. Но все эти проблемы также из разряда Неуловимых Джо. Было бы желание…

В-четвертых, зимнее содержание инфраструктуры для немоторизованной мобильности затрудняет отсутствие места для складирования снега. Поэтому его вынуждены вывозить, а это дорого. При разработке дизайна «совершенных улиц» вопросам складирования снега (и удаления осадков в теплое время года) отводится большое внимание. Естественно, не в ущерб пешеходам и велосипедистам, которые и зимой должны иметь возможность свободно и безопасно перемещаться по всему городу. Неуловимый Джо, где ты?

В-пятых, техника техникой, но «если мы хотим добиться, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всего научиться ценить людей, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры!» – сказал Иосиф Сталин еще в 1935 году. Ни прибавить, ни убавить. Но похоже, что и в этой сфере хозяйничает Неуловимый Джо…

И напоследок еще один важный аспект, связанный с инфраструктурой для немоторизованной мобильности: зимой из-за плохого содержания она становится совершенно непригодной для маломобильных граждан. По состоянию на 2021 год в России насчитывалось около 11,96 млн лиц с инвалидностью и 40 млн маломобильных граждан – примерно 8,1% и 27,4% населения страны соответственно. Поэтому и дизайн, и содержание инфраструктуры для немоторизованной мобильности должны обеспечивать инклюзивность круглогодично. Или забота об инвалидах – тоже Неуловимый Джо?

Все перечисленные выше проблемы касаются всего лишь одного аспекта – зимнего содержания, связанного с инфраструктурой для немоторизованной мобильности. Есть множество других аспектов, доказывающих необходимость ее приоритетного развития не только в городах, но по всей территории нашей страны. Эти проблемы имеют решения, апробированные в международной практике. Мы можем использовать этот опыт, можем придумывать свои собственные решения. Но это станет возможным только в том случае, если нам удастся-таки изловить всех Неуловимых Джо. И прежде всего в своих головах… 


Читайте также


Углеродная нейтральность невозможна без атомной энергетики

Углеродная нейтральность невозможна без атомной энергетики

Владимир Полканов

Росатом принял активное участие в 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата

0
4665
России есть что сказать по глобальной климатической повестке

России есть что сказать по глобальной климатической повестке

Важные для участников COP28 темы позволяют Москве продолжить диалог с Западом

0
6859

Другие новости