Фото Reuters
В современной политической истории Бразилии произошло знаковое событие. После почти полугодового рассмотрения дела бывшего президента Жаира Болсонару коллегия Верховного суда вынесла окончательный вердикт: 27 лет и 3 месяца тюрьмы.
Вместе с Болсонару по делу проходят еще семеро подсудимых: его ближайшие соратники, бывшие члены правительства (среди них три генерала, один адмирал и один подполковник). И в этом – еще одна политическая новация: никогда еще высшие офицеры не подвергались суду за попытку антиправительственного выступления. Как пишут бразильские СМИ, в условиях кризиса демократии во всем мире Бразилия своим вердиктом посылает четкий сигнал: правосудие способно наказать любого, кто изнутри вознамерится подорвать конституционный режим и демократические институты.
Заседания коллегии Верховного суда из пяти судей (всего в нем 11 членов) транслировались в прямом эфире. Среди них не было единодушия: четверо высказались за обвинение, а один – за оправдание, мотивируя это недостаточностью доказательств, и даже потребовал аннулировать судебный процесс. Сам Болсонару отвергал все обвинения, заявляя о своем неведении и представляя себя в качестве «пострадавшего», у которого «украли победу» на выборах 2022 года.
Одним из доводов защиты (та стремилась представить учиненный мятежниками разгром правительственных учреждений как тривиальное «хулиганство» или неудачную «воскресную прогулку», доказывая отсутствие связи Болсонару с насилием) было то, что в момент мятежа он находился за пределами страны – в США. Замечу, что сам факт этой поездки именно в те дни, когда должна была происходить передача власти от уходящего президента новоизбранному, уже являлся вызовом и – впервые в истории Бразилии – нарушением традиции.
Защита требовала оправдания Болсонару «за отсутствием состава преступления». Однако суд установил, что отсутствие Болсонару не помешало ему подготовить мятеж: в деле среди огромного количества документов фигурировал написанный его рукой черновик декрета об аннулировании итогов выборов, введении чрезвычайного положения и отстранении от власти законно избранного Луиса Инасиу Лулы да Силвы. Планировался не только переворот, но и убийство президента, вице-президента Жералду Алкмина и судьи Верховного суда Алешандри ди Мораиса – главного обвинителя Болсонару. Переворот не состоялся лишь потому, что командующие сухопутными силами и ВВС отказались участвовать в заговоре.
В начале августа Болсонару за нарушение предписаний судебных властей был отправлен под домашний арест с обязательным ношением электронного браслета во избежание бегства: при обыске было найдено прошение к его единомышленнику, президенту Аргентины Хавьеру Милею о предоставлении политического убежища.
Судебный процесс по делу экс-президента разворачивался в обстановке острой политической борьбы. На выборах 2022 года, продемонстрировавших крайнюю поляризацию страны (голосование выявило разницу между победителем и побежденным всего в 1,8%), Болсонару проиграл, но болсонаризм как идейное течение правого популизма не ушел с политической арены, а укрепил свои позиции; Болсонару обрел ореол «спасителя отечества». По ходу судебного процесса правая оппозиция неизменно требовала амнистии для него и остальных обвиняемых, за что высказалось более половины нижней палаты парламента. В фактически развернувшейся предвыборной кампании популярный губернатор штата Сан-Паулу, ярый болсонарист Тарсизиу ди Фрейтас обещал в случае собственной победы немедленно освободить своего политического гуру и остальных на тот момент обвиняемых, а ныне осужденных.
Особую роль в происходившем сыграл президент США Дональд Трамп. Он назвал суд над «очень уважаемым президентом» и «хорошим человеком» Болсонару, который «любит свой народ и борется за него», «охотой на ведьм», политическим преследованием и нарушением свободы самовыражения, направив бразильцу письмо со словами поддержки и потребовав от властей его срочного освобождения. При невыполнении этого требования Трамп обещал ввести против страны, которую он назвал «наихудшим в мире торговым партнером», 50-процентные тарифы.
Подобное невиданное доселе прямое вмешательство во внутренние дела и в ход судебного разбирательства вызвало возмущение президента Лулы да Силвы и широкой общественности. 6 августа тарифы были введены; были аннулированы американские визы у ставшего «врагом США» судьи Мораиса, у других федеральных судей и членов их семей, у генпрокурора. Лула назвал данные шаги президента США недопустимым нарушением суверенитета Бразилии и заявил, что его страна не потерпит никакого вмешательства, «от кого бы оно ни исходило». Отношения между двумя странами обострились, чему немало способствовал сын экс-президента Эдуарду Болсонару, переехавший в США с целью сколотить фронт поддержки отца. Трампу вторил Госдепартамент, говоря о «нарушении прав человека» в Бразилии.
Защита Болсонару планирует обжаловать приговор. Осужденный имеет право на апелляцию; учитывая неединогласное решение коллегии, он вправе потребовать вынесения дела на пленарное заседание Верховного суда в полном составе. Это не означает пересмотра приговора, но может уменьшить сроки заключения (по совокупности предъявленных обвинений Болсонару должен был получить 43 года тюрьмы, однако вынесенный ему срок был сочтен судьями достаточным До ноября он останется под домашним арестом, который, учитывая проблемы со здоровьем, может быть продлен, либо политика поместят в тюрьму, где содержатся главари банд. Болсонару как отставной военный и получившие приговоры генералы будут также подвергнуты Высшему военному суду, который решит вопрос об их исключении из рядов вооруженных сил.