0
893
Газета В мире Интернет-версия

24.09.1999 00:00:00

Соблазн вмешательства

Тэги: ООН, НАТО, конфликт


Гарет Эванс

-ГОСПОДИН Эванс, как вы в свете вашего опыта - скажем, опыта камбоджийского урегулирования - оцениваете прецедент операции против Югославии? Было ли нарушение суверенитета этой страны недопустимым или же перед нами было провальное исполнение хорошей идеи?

- Международному сообществу необходимо поставить себе новую задачу - разобраться, как можно нейтрализовывать режимы, для которых приемлемо то, что неприемлемо для остального мира. Мы ползком шли к этому многие годы, допуская вмешательство во внутренние дела в случаях расовой дискриминации (Эванс имеет в виду санкции против ЮАР. - "НГ"). Речь не о военной силе, а о санкциях, но принцип насильственного вмешательства тот же.

Не думаю, что мир мог бы стоять рядом и ничего не делать, наблюдая чрезмерное поведение сербского правительства. Главное же здесь было в первую очередь не сам военный подход, который должен был быть быстрым и решительным, а вопрос практической эффективности операции. И было что-то настораживающее в выборе воздушной операции, когда никакого риска...

Но я - и весь мир - чувствовал бы себя куда более комфортно, если бы можно было глобализовать эти усилия через ООН, а не НАТО. Может быть, при сложившихся обстоятельствах это была безнадежная задача. Но важно, что такие ситуации обязательно будут повторяться и опять будет возникать неистребимое желание что-то подобное сделать. Мы должны это предвидеть и сделать так, чтобы полем общения между всеми участниками был бы Совет Безопасности. Что даст нам некие согласованные рамки и возможность подходить к делу с гораздо большей универсальностью. Как это было с Ираком в 1991-м.

- Я слышал, что вы разработали несколько условий, при наличии которых вмешательство приемлемо.

- Да... Размах исходной проблемы должен быть таким, чтобы действительно потрясал сознание. А не что-то такое тривиальное... этакий предлог для достижения иных целей. Какие-то должны быть объективные критерии... доклады Красного Креста, Красного Полумесяца и что-то в таком духе... Нельзя здесь полагаться на оценки страны, которая имеет во всей истории свои интересы.

Второе - надо, чтобы были действительно исчерпаны все альтернативы вмешательству. Третье - по всем упомянутым вопросам необходим максимально возможный консенсус всего международного сообщества, а не просто горстки людей, которые принимают решения. Собственно, Совбез представляет собой крупнейших представителей всего мира. И последнее - это эффективность, то есть средства должны соответствовать цели. Если они убивают саму цель, то это контрпродуктивно. Скажем, воздушные удары в отсутствие наземной операции вызвали те самые катастрофы, которых пытались избежать...

Кто-то в США, возможно, не хотел бы создавать столь много ограничителей. Но я хочу сказать - попытайтесь создать более систематическую концептуальную рамку согласия. Мне говорят: у вас никогда не будет потенциала для общей позиции с Россией и Китаем. Все будут говорить, не слушая друг друга... возникает соблазн односторонней акции, а напряженность будет все больше.

Все это звучит наивно и оптимистично, но я продвигал многое, что казалось наивным и оптимистическим. И ведь получилось. Камбоджа, например: ту стратегию решения камбоджийского конфликта, которую мы приняли в ООН, все сначала отвергали как чушь. Или в восточноазиатском контексте - структуры диалога по региональной безопасности, новые региональные форумы также с ходу отвергались Соединенными Штатами как чушь. Мы же применяли стратегию двусторонних контактов, создавали пару-тройку тактических альянсов по этим вопросам и - выигрывали.

Есть два теоретических мнения насчет вмешательства в дела суверенного государства: концепция прав человека и концепция человеческой безопасности. Первое говорит само за себя, есть международные стандарты, которые... я не говорю, что все и любые нарушения прав человека оправдывают вмешательство. Но если под угрозой самые основополагающие права в массовых масштабах...

А вот концепция безопасности человека... Если вы посмотрите на Устав ООН, то увидите: его пронизывает озабоченность не только безопасностью государств, но и безопасностью людей. Международная безопасность и мир - фразы, которые все повторяются в Уставе, могут быть прочитаны и как основание для акций, которые бы охраняли безопасность человека, поставленную под угрозу собственным правительством, скорее, чем безопасность, которой угрожают другие правительства.

Так что я пытаюсь найти проход в этом лабиринте. Не метод - вопить о злонамеренности НАТО, решившего пойти на одностороннюю акцию. Или высокомерно считать, что все, что бы ни сделало НАТО в защиту человечества, оправданно. А вот найти общие позиции - очень трудно...

- Почему так иной раз получается, что начинают дело люди типа вас, которые создают принципы, звучащие очень хорошо, а заканчивается все тем, что приходят совсем другие люди и убивают, в том числе по ошибке, случайных прохожих?

- Да, да, да... Но нет другого пути. Не хотелось бы говорить легко о концепции "побочного ущерба", который оказывается больше того ущерба, который и стремились предотвратить. Тут так много зависит от практических вещей. Не надо отделять чистую теорию от практического исполнения. Когда отправляешься в свой крестовый поход, то надо думать: сработает ли это? Будет ли выполняться? Какова будет цена, когда схема начнет работать? Есть ли ужасный риск вызвать военные разрушения и прочие сопутствующие проблемы?

- Кстати, а как вы относитесь к экономическим санкциям вместо военных операций? Что более жестоко - медленное удушение или быстрая смерть?

- Проблема санкций в том, что они работают гораздо лучше при демократических режимах. Авторитарные же режимы способны избегать боли и подавлять реакцию масс на такого рода лишения. Я большой пессимист насчет эффективности санкций. Большая часть стратегий такого рода совсем не работает. Исключением, видимо, была Южная Африка, но...

А в общем, принципы здесь те же. Вот вам не нравится влияние этих мер, но я за очень осторожно развиваемые усилия по выработке общего мнения насчет всех возможных вариантов вмешательства.

- Такое ощущение, что вы - или все мы - пытаетесь выстроить мир заново. Это какой-то новый мир, в нем возможны любые перемены; не исключаю, что через десять-двадцать лет не будет ООН, начнет создаваться новое международное право... И неизвестно, кому оно будет на пользу.

- Новое столетие, новый мир... Да, нам пора начинать думать о нем. В конце концов, чтобы появилась система ООН, ее надо было изобрести; и надо продолжать изобретать новые системы, чтобы встретить новые реальности, а это глобализация, фрагментация, утеря эффективного суверенитета в ситуации, когда все больше вопросов становятся выше компетенции национальных правительств. Это мир со многими новыми возможностями для международных организаций играть эффективную роль. Эти институты должны думать творчески и выступать на первый план, а не пятиться к старому языку невмешательства, святости суверенитета и так далее. Это очень удобный язык для большинства людей, занятых международными отношениями. Это все очень знакомый и удобный мир, и это мир, который, однако, уже от нас уехал. И пора подумать о мире с совсем другими напряженностями и конфликтами. И - самое главное - пора создавать силы быстрого реагирования ООН. Пожарную команду.

"НГ" благодарит Внешнеполитическую ассоциацию за содействие в организации этого и других интервью с видными международными дипломатами, входящими во Всемирный совет экс-министров иностранных дел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3566
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2018
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости