В МАЕ 1945 года тысячи наших солдат и офицеров испещрили поверженный рейхстаг своими надписями. Во времена холодной войны многие из них, прежде всего на внешних стенах, были стерты, замазаны. Но когда здание реконструировалось под резиденцию переезжавшего из Бонна в Берлин бундестага, архитектор Норман Фостер обнаружил под слоем краски шестидесятых годов эту самодельную графику. Он восстановил ее как часть неотъемлемого интерьера, наглядно документирующую одну из страниц истории рейхстага. Выглядит она неброско, но заметно, неизменно привлекая в разных местах здания рейхстага интерес тысяч и тысяч посетителей.
Нормальным людям при этом и в голову не приходило видеть нечто предосудительное, например, в таком "наскальном" начертании: "В день победы над фашизмом мы шлем боевой привет всем воинам прославленной Красной Армии!" Или в росписях с адресом родного города, откуда дошел солдат аж до Берлина. Но вот некоторые парламентарии, оказывается, чувствовали себя при частом соприкосновении с историческим интерьером крайне неуютно. И наконец, не стерпев, дали волю своим чувствам, предложив проект постановления бундестага с требованием убрать автографы и надписи на русском, сократив этот в совокупности стометровый по длине интерьер до "исторически оправданного размера" и загнав остатки куда-нибудь в глухой угол.
Среди подписантов этой заявки больше всего депутатов ХДС/ХСС - 68 человек. Кроме того, к ним примкнули по двое депутатов от СвДП и, что удивительнее всего, СДПГ. "Зеленые" и ПДС категорически отвергли заведомо скандальную инициативу, относящуюся к разряду "частных". Разумно отмежевались от нее и фракции тех партий, депутаты которых ратуют за удаление автографов 1945 года. Руководство христианских демократов в бундестаге подчеркивает, что тема "советской графики" занимает только меньшую часть членов фракции, других же она не волнует. "Фракция СДПГ внесенное предложение не поддерживает", - отрезал ее секретарь Вильгельм Шмидт. А его либеральный коллега Йорг ван Эссен назвал "инициативу" столь "мелкотравчатой, что бундестаг не станет ее поддерживать".
Регламент, однако, обязывает вынести на обсуждение представленный документ. Вероятно, в конце сентября совет старейшин бундестага определит, когда включить его обсуждение в повестку дня пленарного заседания. Однако затем "инициатива" стопроцентно будет похоронена в парламентских комитетах или бундестаговской комиссии по вопросам искусства.
Подавляющее большинство депутатов не собирается выставлять себя на посмешище. "Неужто мы в самом деле начнем обсуждать на глазах всего мира, какую надпись стереть, а какую оставить, - резонно предупредил Йорг ван Эссен. - Ведь это часть истории здания рейхстага".