0
1820
Газета В мире Печатная версия

05.03.2002 00:00:00

Американские противоракеты могут иметь ядерные боеголовки

Тэги: колтунов, про, сша, снв

Фамилия и должность этого человека редко появляются на страницах российской прессы. Генерал-майор запаса Виктор Стефанович Колтунов - один из немногих у нас людей, который знает о российско-американских переговорах по проблемам ПРО почти все. Уже десять лет он является представителем РФ в Постоянной консультативной комиссии по Договору по ПРО. О том, что ждет нашу страну и мир в целом после выхода США из Договора по ПРО, Виктор Стефанович Колтунов рассказывает в интервью "НГ".
Из досье "НГ"
Генерал-майор в запасе В.С. Колтунов родился в 1938 г. Окончил высшее Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе и Военно-инженерную академию им. Ф.Э. Дзержинского. Проходил военную службу в войсках на инженерных должностях, преподавал в Академии им. Ф.Э. Дзержинского, с 1981 по 1994 г. служил в Генеральном штабе. С 1992 г. является представителем Российской Федерации в Постоянной консультативной комиссии по Договору по ПРО.

- Виктор Стефанович, 11 марта начинается официальный визит министра обороны России Сергея Иванова в США. Одной из центральных тем в его переговорах с американской стороной будет сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ). Насколько, по вашему мнению, при этом будут затронуты и вопросы, касающиеся выхода США из Договора по ПРО?

- Я не сомневаюсь, что Сергей Борисович будет их обсуждать. Позиция российской стороны, которая неоднократно заявлялась на самом высоком уровне, заключается в том, что будущие договоренности по СНВ должны носить юридически обязывающий характер, а сами сокращения ядерного оружия должны быть необратимыми и контролируемыми. Естественно, что при этом должны учитываться и возможности системы ПРО, к развертыванию которой готовятся США. Проблемы СНВ и ПРО в будущем российско-американском договоре должны быть взаимосвязанными.

- По роду своей деятельности вы хорошо знакомы с оборонно-промышленными возможностями США. Какие конкретные шаги в области ПРО, на ваш взгляд, будет осуществлять Вашингтон, выйдя из Договора по ПРО?

- Официально США объясняют необходимость создания своей национальной ПРО якобы существующей угрозой нанесения по ним удара межконтинентальными баллистическими ракетами со стороны таких стран, как КНДР, Иран и Ирак. Однако дело здесь, конечно же, в другом: США, используя ситуацию, преследуют цель, связанную с обеспечением абсолютного стратегического доминирования в мире.

Деньги на ПРО выделяются колоссальные. В этом году оборонным бюджетом США запланирована сумма в 7,8 миллиарда долларов. Это цифра немногим уступает величине оборонного бюджета России на 2002 год. Для защиты всей территории США, своих войск за рубежом, а также союзников США будут создавать глобальную информационно-управляющую систему, размещаемую как на поверхности Земли, так и в космосе. Считается, что такая двухэшелонная система космического базирования, под кодовым названием SBIRS, является ключевой в планах разработчиков американской ПРО. По некоторым оценкам, развертывание нижнего эшелона этой системы может начаться в 2006 году, а в полном масштабе она может быть создана в 2010 году. Одновременно США будут продолжать модернизацию существующих РЛС предупреждения о ракетном нападении. А коль скоро президент США Джордж Буш и другие официальные лица заявляют о необходимости отработки перехвата баллистических ракет и на разгонном участке траектории их полета, то это неизбежно будет связано с необходимостью вывода оружия в космос.

Орбитальный эксперимент с лазерным оружием космического базирования намечается на 2012 год, а еще через год предполагается провести испытание такого оружия с реальным перехватом баллистической ракеты. Работы могут быть ускорены, и запуск искусственного спутника Земли с лазером на борту может быть осуществлен уже в 2010 году.

Уже создан солидный задел по противоракетному лазерному оружию воздушного базирования. Успешно завершены лабораторные испытания системы наведения и ориентации лазерного луча на цель, достигнута необходимая мощность его излучения, проведена доработка самолета-носителя "Боинг-747". По планам ВВС США, предполагается создание авиационной эскадрильи, состоящей из 7 самолетов, оснащенных комплексами лазерного оружия, способными уничтожать баллистические ракеты на активном (разгонном) участке траектории их полета на дальностях до 300-500 километров. Лазеры воздушного базирования будут способны уничтожать и спутники на низких орбитах. Испытания этого оружия, как считают специалисты, могут начаться в 2003 году, а его развертывание - в 2007-2008 годах.

И еще на одном шаге, который могут сделать США, хотелось бы остановиться - на возможном переходе от безъядерного к ядерному перехвату целей.

- Какие имеются основания для такого предположения?

- В настоящее время в США проводятся исследовательские работы по безъядерному перехвату целей, то есть за счет прямого соударения боевой ступени противоракеты с целью. США достигли определенных успехов в решении этой исключительно сложной задачи. Однако эксперименты осуществлялись в "тепличных" условиях - цель оснащалась маячком, по сигналам которого и обеспечивалось наведение противоракеты. Достичь же надежного поражения в реальной обстановке перехвата разделяющихся головных частей, боеголовки которых движутся в "облаке" разнообразных средств преодоления ПРО, весьма проблематично. Не меньшей проблемой при перехвате целей обычной боеголовкой является и осуществление селекции боеголовок. Задача существенно упрощается при ядерном перехвате.

Как это ни парадоксально, но он более "безобиден" для обороняемого объекта. При неядерном перехвате происходит механическое разрушение цели, и фрагменты ракет, оснащенных ядерными, химическими и бактериологическими боезарядами, могут выпасть на территорию обороняемого объекта. При ядерном же перехвате материалы боеприпасов атакуемых ракет будут "сгорать" - распыляться.

Однако при осуществлении ядерного перехвата необходимо исключить (или свести к минимуму) "ослепление" своих же радиолокационных средств. Это может быть достигнуто путем создания ядерных зарядов для противоракет с преимущественным выходом тех поражающих факторов, которые оказывают слабое воздействие на радиолокационные средства. Для этого требуется проведение ядерных испытаний. И, может быть, в этом кроется одна из причин того, что США отказываются ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Таковы только некоторые направления работ, которые может проводить Вашингтон после выхода из Договора по ПРО. Более важно отметить принципиальное изменение самого подхода к созданию противоракетной обороны. Администрация президента Билла Клинтона сначала определяла архитектуру будущей системы, а затем под нее готовились соответствующие компоненты, проводились необходимые испытания. Теперь сначала предполагается провести испытания "по всем азимутам" и уже по их результатам определять архитектуру будущей системы ПРО.

- Что, по вашему мнению, предпримет Россия в ответ на создание в США своей ПРО?

- Многое здесь будет зависеть от дальнейшего развития событий. Не сомневаюсь, что Россия сделает все возможное, чтобы и в складывающихся новых условиях не допустить конфронтации, выйти на договоренности, способствующие поддержанию стратегической стабильности. Вместе с тем, если обстановка потребует принятия мер, направленных на обеспечение военной безопасности нашей страны, меры известны. Прежде всего это акцент на оснащение МБР разделяющимися головными частями, повышение живучести группировки СЯС, на применение эффективных средств преодоления ПРО.

При этом хотелось бы подчеркнуть важность разработки адаптивных средств преодоления ПРО, то есть средств, приспосабливаемых к меняющимся условиям, что будет ставить в затруднительное положение противоракетную оборону другой стороны и, таким образом, снижать ее эффективность. Разумеется, могут использоваться и другие адекватные меры.

- Пойдет ли Москва на предложение США по созданию совместных с Вашингтоном систем ПРО, как об этом писали некоторые американские газеты?

- Мне, к сожалению, неизвестны детали данного предложения, и потому трудно судить о нем. Однако следует сказать, что Россия, как известно, выступала и выступает за сотрудничество в области ПРО, но равноправное, не наносящее ущерба интересам безопасности сторон и стратегической стабильности. Напомню о российском предложении, касающемся региональной (европейской) системы нестратегической ПРО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сверхскидки вместо сверхприбылей: почему «Газпром» поставляет газ в Китай с таким дисконтом

Сверхскидки вместо сверхприбылей: почему «Газпром» поставляет газ в Китай с таким дисконтом

Никита Кричевский

0
895
Секс-просвет в конце тоннеля

Секс-просвет в конце тоннеля

Сергей Коновалов

Почему России  не нужен "евростандарт" полового воспитания в школе

1
913
Крупный бизнес отправился искать длинные деньги

Крупный бизнес отправился искать длинные деньги

Анастасия Башкатова

Финансовый рынок России не отвечает потребностям отечественной экономики

0
2279
Саудиты предлагают России рассмотреть возможность кооперации по рынку газа

Саудиты предлагают России рассмотреть возможность кооперации по рынку газа

0
1426

Другие новости

Загрузка...