0
2126
Газета В мире Интернет-версия

17.06.2003 00:00:00

Кулак или приветствие

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - директор Научно-образовательного форума по международным отношениям, доктор политических наук, профессор.

Тэги: политика, кризис, нато, одкб, китай


В мировой политике беззвучно назрел "кризис неясностей". Их три: неопределенность отношений между ветвями международного регулирования (ООН-"восьмерка"-"квартет"-США), "конфликт разделения труда" внутри НАТО, подозрения по поводу взаимных намерений ОДКБ, НАТО и Китая.

Войной в Ираке американцы не только унизили ООН, но и выказали недоверие "восьмерке" - с ней тоже не стали советоваться. Обе ветви мирового регулирования оказались посрамленными в равной степени, хоть перед тем казалось, будто Вашингтон больше симпатизирует второй. После войны, казалось бы, им было самое время зализать раны, пожаловаться друг другу, да и договориться о "разделении труда" - какой из двух де-факто конкурирующих между собой ветвей что и как регулировать. В общем, обратно - к нормальной жизни.

Не тут-то было. Француз Ширак притащил на съезд "восьмерки" в Эвиан толпу развивающихся стран. Эдакий спазм послевоенной адаптации. Хотел, надо думать, как лучше: содействовать демократизации "восьмерки". А получилось по Черномырдину. Все стали сомневаться, сможет ли "группа восьми" в "разбухающем" составе быть инструментом упорядочения международных дел.

Не успели остыть страсти - новая беда. Явился зверь невиданный - "квартет" в составе США, России, Евросоюза и ООН - и стал изо всех сил посредничать в урегулировании палестино-израильского спора. Надо бы радоваться, но берет смущение. Помочь палестинцам, как видится, снова не смогли, а картину совсем замутили. Вдруг именно "квартет", а не ООН и не "восьмерка" окажется в новом веке оптимальным средством наведения порядка? Звучит экзотично, но в последние три года мир только и делает, что учится привыкать к непривычному.

С ООН и "восьмеркой" до недавнего времени тягался влиянием блок НАТО. Ныне в воронку неопределенностей втянут и он. США не скрывают, что видят в альянсе "резервуар ресурсов" и, в общем, не более того. Не европейская безопасность и не интересы Европы определяют американский приоритет в мировой политике. Главное для Буша - победить международный терроризм в том виде, как он его понимает. Отношение к НАТО и Европе и прежде было у американцев утилитарным. Сегодня оно стало таковым, так сказать, в законченном виде.

Это все равно не значит, что Европа "уйдет от США". Не уйдет, не хочет и даже не собирается пугать этим. Проблема - в неясности отношений внутри альянса, вернее, в нежелании оформить их честно, джентльменским контрактом. Фактически разделение труда складывается. США решили напасть на Афганистан и напали. Страны НАТО поколебались, но потом сначала Германия, а следом и другие стали помогать американцам укреплять в Афганистане причудливый и ненадежный режим "избирательной оккупации", который позволяет правительству Хамида Карзая выживать в столице, а провинциям - спокойно растить урожай мака и заваливать наркотиками Россию, страны Европы и сами Соединенные Штаты. Выходит, Америка - "главная сила" военной машины Запада, а прочие страны НАТО - ее "второй эшелон".

Вот и все разделение труда. Осталось найти авангард. Поиск может дать новые сюрпризы.

Незадолго до провозглашения формальной победы администрации Буша над оказавшимся (вопреки предсказаниям) почти "пацифистским" режимом Саддама Путин радостно поведал миру о создании Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). В Москве четыре года готовили этот день - с той досадной минуты, как в 1999 году Узбекистан, Грузия и Азербайджан вышли из Ташкентского договора о коллективной безопасности стран СНГ, заключенного семью годами раньше. Старались россияне не зря: круг участников ОДКБ стал уже (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), зато они твердо знают, зачем им военное сотрудничество друг с другом, и дорожат им. Лучше меньше, да лучше. Почти по классику.

С этим ясно. Не зато неясно с другим: в чем международно-политический смысл военно-политического сотрудничества "шестерки"?

Вариантов как минимум два. Первый, предостерегающий, - это ОДКБ как "кулак в кармане" против "напирающих" американцев. Те бесцеремонно давят по всем азимутам, Россия выравнивает фронт обороны, смыкает ряды и шлет сигнал: мы готовимся┘ а к чему, это еще предстоит увидеть. Многие в России думают именно так.

Вариант второй, приглашающий. Как было замечено, у военной машины Запада в Евразии нет авангарда. Отчего этим авангардом - сугубо неформально - не попробовать сделать "шестерку" ОДКБ? Для этого ей вовсе не надо присоединяться к НАТО. Достаточно найти форму и условия межгруппового контракта о сотрудничестве, выяснив предварительно вопрос о специализации каждой группы участников и "разделении труда" между ними. Тогда организационную структуру безопасности от международного терроризма в Евразии можно будет себе представить выстроенной в "три эшелона": первый ("авангард") - ОДКБ, второй ("главные силы") - США в "коалиции желающих", третий (надо еще подумать, как это деликатно назвать) - страны НАТО за вычетом США. Непривычная картинка. Но характер внешней политики России в последние три года и заставляет думать о чем-то похожем.

Самое интригующее - возможные реакции Китая. Сфера деятельности "шестерки" ОДКБ, в которой заправляет Россия, перекрывается в Центральной Азии сферой действия ШОС, в которой де-факто главенствует китайско-российское партнерство с некоторым перевесом в сторону КНР. "Внутри" этих взаимно наложенных сфер имеются теперь американские военные базы (в Киргизии и Узбекистане). Военное присутствие США в Центральной Азии, конечно, не радует Китай. Но и злом оно ему кажется меньшим, чем исламский терроризм.

При всей разноликости интересов России, США и Китая в этой части мира общим для них является желание устранить угрозу терроризма. "Терроризм как инструмент строительства комбинированной структуры стабильности в Евразии". Звучит парадоксально, однако┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
577
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
594
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
627
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
716

Другие новости