0
1245
Газета В мире Интернет-версия

11.11.2005 00:00:00

Чарльз Фергюсон: «Дело Адамова – политическое»

Тэги: фергюсон, сша, корея, адамов


– Господин Фергюсон, как вы комментируете дело экс-главы Минатома России Евгения Адамова?

 

– Это дело так или иначе имеет отношение к ядерной безопасности, но, на мой взгляд, оно в большей степени политическое. Бывшего министра атомной энергии обвиняют в хищении американских средств, выделенных из бюджета на обеспечение сохранности ядерных объектов в России. В этом контексте некоторые политические круги в США могут использовать процесс как повод для критики в адрес тех, кто эти средства выделяет, и постановки вопроса о сокращении этой помощи или вовсе ее прекращении, поскольку она транжирится.

 

– Как вы оцениваете степень сохранности российских ядерных объектов и ядерных материалов?

 

– Я полагаю, что степень обеспечения безопасности на соответствующих объектах достаточно высокая. Тем не менее любая страна, обладающая ядерными технологиями, в том числе и США, могла бы приложить дополнительные усилия для укрепления их безопасности. В этом смысле сотрудничество Москвы и Вашингтона очень важно, и, хотя мы не останавливались на конкретных проблемах, эта тема активно звучала в ходе моих нынешних переговоров в России.

 

– В чем суть договоренности, достигнутой президентами Джорджем Бушем и Владимиром Путиным на Братиславском саммите относительно взаимного мониторинга ядерных объектов?

 

– В первую очередь следует отметить, что в этой области возникло некоторое недопонимание. Это относится прежде всего к вопросу о степени доступа к ядерным объектам. В частности, примерно год назад официальные лица из России посещали расположенную в Техасе базу Пентэкс, после чего в американской прессе появились сообщения о том, что россияне остались недовольны доступом к объекту. Якобы им показали лишь ограду и часть внешних средств по обеспечению безопасности, но не сам объект. Несколько недель назад я обсуждал этот случай с представителями Министерства энергетики США, которые и обратили мое внимание на наличие указанного недопонимания: та степень доступа, которую получили российские представители в Пентэксе, была аналогичной той, на которую рассчитывают американцы при посещении российских объектов. Правительство Соединенных Штатов заботится прежде всего о том, чтобы американские налогоплательщики были уверены, что выделяемые на обеспечение ядерной безопасности России средства расходуются надлежащим образом, например, установленные системы безопасности функционируют исправно.

 

– Какие ядерные объекты входят в эту программу?

 

– В Братиславе президенты России и США договорились, что к концу 2008 года степень безопасности на всех российских ядерных объектах будет поднята до удовлетворяющего обе стороны уровня. На сегодняшний день эта задача выполнена примерно на 75%, т.е. на 75% ядерных объектах в России достигнута необходимая степень сохранности. Существует, однако, два очень важных сверхсекретных объекта, которые американские инспекторы хотели бы проверить, но пока так и не получили к ним доступа. Речь идет о предприятиях сборки и демонтажа ядерного оружия, которые я назвать не могу.

 

– А в США есть такие объекты, которые хотели бы посетить российские специалисты, но им также пока отказано в доступе?

 

– Да, список таких объектов имеется, и один из них – как раз та самая база Пентэкс в Техасе, о которой я уже говорил. Это также предприятие по демонтажу ядерного оружия. Еще один объект, на посещении которого настаивает Россия, – это хранилище высокообогащенного урана под городом Уайтуэлл в штате Теннеси.

 

– Возникает ли в этой связи необходимость в раскрытии тех или иных государственных секретов?

 

– Я не думаю, что здесь стоит говорить о раскрытии каких-либо государственных секретов. Вряд ли та или иная сторона на это пошла бы. Мы вполне можем обмениваться способами и средствами обеспечения безопасности объектов без того, чтобы раскрывать секреты особой важности.

 

– К чему сводится сейчас американская помощь в обеспечении сохранности российских ядерных объектов и материалов?

 

– Это прежде всего финансовая и техническая помощь, например, семинары, поставка необходимого оборудования и т.п. Иногда речь заходит даже о таких подробностях, как число мест доступа к конкретным объектам, т.е. о сокращении численности входов-выходов на данный объект. Собственно, проблема не столько в недостатке финансовых средств и опыта – и того и другого в России достаточно, – сколько в том, чтобы Россия направляла эти средства и опыт в нужное русло. На практике российская сторона сильнее американской в деле подготовки необходимых кадров, тогда как США сильнее в технической оснащенности: камеры, радиационные детекторы и прочие средства мониторинга.

 

– Насколько эффективно действует программа Нанна–Лугара и планируется ли ее расширение?

 

– Эта программа оказалась очень успешной. Сейчас назрел вопрос, как быть дальше. России пора самой справляться с обеспечением сохранности на своих ядерных объектах, самостоятельно создавать и поддерживать необходимые для этого системы. Сейчас наступил некий переходный период, в котором Россия, продолжая сотрудничать с США, должна постепенно справляться со своими обязательствами по ядерной безопасности без программы Нанна–Лугара.

 

– Известны ли вам случаи попадания ядерных материалов в руки террористов?

 

– США не располагают данными о конкретных случаях попадания ядерных материалов в руки террористов.

 

– Опасаются ли в Вашингтоне возможности попадания ядерных материалов в руки чеченских боевиков?

 

– В декабре 2004 года Национальный разведывательный совет США опубликовал доклад, в котором говорилось, что российские власти зафиксировали два случая попыток чеченских боевиков проникнуть на российские ядерные объекты. Насколько мне известно, в Братиславе Буш и Путин обсудили эти инциденты.

 

– Как вы комментируете развитие ситуации вокруг ядерной программы Ирана?

 

– Уже много лет за развитием ядерной программы Ирана пристально следит МАГАТЭ. В течение двух минувших лет урегулировать проблему пыталась «европейская тройка» (Великобритания, Германия, Франция. – «НГ»). Пока, однако, ситуация становится все менее предсказуемой. Власти США заявляют, что параллельно с мирной Иран развивает и военную ядерную программу, хотя конкретных доказательств этого у Вашингтона по-прежнему нет, есть лишь весомые причины для опасений. Вопрос об иранском «ядерном досье» и о ирано-российском ядерном сотрудничестве был среди главных и в ходе моих бесед с некоторыми из российских специалистов. Мы обсуждали позитивное развитие диалога между Москвой и Тегераном в данной сфере: достигнута договоренность о возврате в Россию ядерного топлива, отработавшего на АЭС в Бушере, а также о том, что Россия обязуется бесперебойно снабжать Иран ядерным топливом, вместо того чтобы тот производил его самостоятельно.

На мой взгляд, в нынешней ситуации ни Россия, ни США, ни какая-либо другая страна не могут заставить Иран отказаться от своей ядерной программы. Вопрос в том, как поставить эту программу под надежный контроль международного сообщества. Во-первых, необходимы более эффективные инспекции и постоянный мониторинг иранских ядерных объектов. Но и Иран должен быть как-то в этом заинтересован. Этот интерес может заключаться в том, чтобы Тегеран сам стал полноправным партнером России, США и других государств в разработке и усовершенствовании систем мониторинга и контроля за ядерной безопасностью.

 

– Как вы комментируете ситуацию вокруг Северной Кореи?

 

– Соединенным Штатам точно известно, что у КНДР есть военная ядерная программа на базе плутония. Относительно второй программы, связанной с обогащением урана, у нас пока нет четкой ясности. На последних шестисторонних переговорах Северная Корея объявила, что согласна демонтировать свою военную ядерную программу, но не стала уточнять, какие именно действия в этом направлении страна намерена предпринять.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
662
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
773
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
398
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
273

Другие новости