В Пекине вчера стартовал очередной раунд переговоров по ядерному разоружению Северной Кореи. Речь идет о том, что вслед за закрытием своего плутониевого реактора Пхеньян должен предоставить международным инспекторам образцы ядерных материалов. Но успеху переговоров мешают разногласия между Пхеньяном и Токио.
Представители Китая, США, России, Южной Кореи, Японии и Северной Кореи по традиции собрались в пекинской правительственной резиденции Дяоюйтай. Главная цель встречи – договориться о том, чтобы Пхеньян, который в прошлом году заглушил реактор в ядерном комплексе Йонбен, сделал следующий шаг на пути к полному отказу от производства ядерного оружия – позволил международным инспекторам проводить верификацию (проверку) декларации о своей ядерной программе, которую КНДР предоставила в прошлом году.
Но как сказал агентству AFP представитель Южной Кореи Ким Сук, на успешный исход дискуссии рассчитывать трудно: «Остается только ждать».
Иностранные наблюдатели в Пекине тоже не испытывают оптимизма. Причиной тому острые разногласия, возникшие между Пхеньяном и Токио. КНДР заявила, что не будет признавать участия Японии в переговорах. Япония, как считают в Пхеньяне, нарушает ранее достигнутое соглашение, которое предусматривает, что в обмен на отказ от ядерной программы КНДР получит помощь в области энергетики, а также уступки в дипломатической сфере.
«Мы не будем считать Японию участником переговоров и не будем иметь с ней дело даже в том случае, если она вопреки здравому смыслу без стыда появится в конференц-зале», – заявил МИД КНДР.
Однако главный переговорщик со стороны США Кристофер Хилл заявил, что позиция Северной Кореи ничего не меняет. По его словам, встреча хорошо подготовлена. «Мы посмотрим, можно ли что-то сделать. Мы не пытаемся разрешить сразу все проблемы». Соглашение, подписанное в 2007 году, предусматривает, что КНДР раскроет свои работы в ядерной области. В декларации, переданной Пхеньяном участникам переговоров, признавалось, что в КНДР было наработано 40 кг плутония. Этого достаточно для создания 7 атомных бомб.
В свою очередь, КНДР должна получить 1 млн. тонн мазута или другие энергетические продукты равной стоимости. Примерно половина материалов, обещанных пятью государствами, уже была поставлена северокорейцам.
Однако Япония не предоставила своей доли помощи, обосновывая это тем, что Пхеньян не раскрыл полностью сведений о японских гражданах, похищенных северокорейцами во время холодной войны.
КНДР признала, что она захватывала японцев, чтобы с их помощью готовить своих шпионов для работы в Японии. В 2002 году она разрешила пятерым похищенным вернуться на родину. В Пхеньяне говорят, что остальные умерли, но Токио верит, что они живы.
В октябре США вычеркнули КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм. Тем не менее КНДР не соглашается на то, чтобы образцы произведенных на ее объектах ядерных материалов вывозились за границу и изучались международными инспекторами.