Военная техника была гвоздем парада 1 октября в Пекине.
Фото Reuters
Праздник 1 октября 2009 года КНР отметила грандиозным военным парадом. Он символизировал не только силу армии, но и экономические успехи Китая. За годы реформ государству удалось избавить сотни миллионов людей от нищеты, стать главным экспортером ширпотреба для Запада. Но рост мощи Поднебесной породил всплеск националистических настроений, которые тревожат мир.
Для державы, которая гордится своим «мирным возвышением», это был особенный способ отпраздновать день рождения. По площади Тяньаньмэнь прошли торжественным маршем шеренги солдат, проехали танки и межконтинентальные ракеты. Доживи Мао Цзэдун до наших дней, он был бы доволен таким зрелищем. Недаром нынешние лидеры Китая напомнили соотечественникам слова Мао, сказанные с трибуны на той же площади 60 лет назад: «Китайский народ поднялся!»
Правда, путь, по которому пошла страна после смерти «великого кормчего», вряд ли мог его порадовать. Наследники Мао отбросили догматы всеобщего равенства и построения народных коммун и дали свободу рыночным силам. Архитектор реформ Дэн Сяопин, как бы имитируя лозунг Николая Бухарина, призвал: богатейте, и, если кто-то разбогатеет раньше других, это нормально.
Преобразования проводились не шоковым методом, а осторожно, в соответствии с пословицей: переходя реку, нащупывай ногой брод. Сохранив в руках рычаги управления экономикой, Компартия открыла двери иностранному капиталу.
Этот курс дал плоды. Западные компании принесли с собой современный менеджмент и технологии. Образовался средний класс. И хотя деревня, да и городское население во внутренних провинциях по-прежнему живут бедно, Китай превратился в «мировую мастерскую». Но эти успехи сопровождаются ростом националистических настроений. Пекин не прочь сыграть на них. Лозунг «Чжунхуа ваньсуй!» – «Китайской нации – 10 000 лет!» подразумевает, что цивилизация Поднебесной – самая древняя в мире.
Отголоски этих настроений слышатся в статьях партийных пропагандистов, которые призывают давать отпор попыткам «сдержать» Китай. В такой атмосфере не приходится удивляться, что генерал Народно-освободительной армии призвал создать космическое оружие.
КНР модернизирует свои ядерные силы и намерена обзавестись авианосцами. Задача «освобождения Тайваня» не снята с повестки дня. Закономерен вопрос: как азиатский гигант собирается в будущем использовать растущую военную мощь?