Не только КНДР, но и Южная Корея, возможно, желает обзавестись ядерным оружием. Она собирается обогащать топливо, отработанное на АЭС. Вашингтон подозревает, что полученный плутоний будет использован для производства атомных боезарядов. Конфликт между союзниками осложняет решение ядерной проблемы на полуострове.
В то время как ведущие мировые державы пытаются положить конец ядерным амбициям Пхеньяна, на Корейском полуострове возник новый конфликт в атомной сфере. В него оказались втянуты не северокорейцы, а союзники по войне 1950–1953 годов – Южная Корея и США.
Южная Корея лишена природных нефтяных ресурсов. 40% ее электричества дают атомные электростанции. Хранилищ для высокорадиоактивного отработанного ядерного топлива не хватает, сообщает New York Times.
Поэтому южнокорейское правительство хочет запустить процесс переработки использованных расщепляющихся материалов. Цель, как утверждают в Сеуле, состоит в том, чтобы получить топливо для реакторов на быстрых нейтронах, а также снизить количество ядерных отходов.
Но по соглашению с США от 1974 года Южная Корея не имеет права заниматься такой переработкой. Ведь плутоний, полученный с помощью этого процесса, может быть использован как в реакторах, так и для производства атомных бомб. Именно по такому пути пошла Северная Корея.
Вашингтон пытается остановить выполнение ядерных программ как в КНДР, так и в Иране. Эти программы основаны именно на переработке и обогащении расщепляющихся материалов. И тут выясняется, что проблему создают не только противники, но и союзник. Южная Корея в течение недолгого времени в 70-х годах пыталась создать ядерное оружие. Она в последующие годы также проводила эксперименты с обогащением. Поэтому Вашингтон подозревает, что Южная Корея мечтает стать участником ядерного клуба.
Кроме того, США опасаются, что если дать добро Сеулу на переработку или обогащение топлива, то это создаст прецедент для других стран. А Северная Корея использует такое разрешение как предлог для того, чтобы не отказываться от работ над ядерным оружием. «Американцы говорят «нет» переработке, но не предлагают никаких альтернатив. Они думают, мы можем изменить свою позицию и создать ядерное оружие с учетом обстановки в Северной Корее. Короче говоря, они нам не доверяют», – сетует Ли Ун Чул, ученый-ядерщик из Национального университета Сеула.
Соглашение в атомной области между США и Южной Кореей прекращает свое действие в 2014 году. В конце нынешнего года союзники должны начать переговоры о его продлении или заключении новой договоренности. Если США будут и в дальнейшем запрещать южнокорейцам заниматься переработкой ядерного топлива, то это затронет чувство национальной гордости у части населения, утверждают аналитики в Сеуле. Ведь Индии Америка дала такое разрешение.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов отметил, что ядерная программа у Юга появилась раньше, чем у Севера. В середине 70-х годов бомбой хотел обзавестись тогдашний лидер страны Пак Чжон Хи. Возможно, он слишком этого хотел. Его убили. Есть версия, что это было делом рук ЦРУ. После этого Южная Корея ушла под американский ядерный зонтик.
Но сегодня внешней политикой в Южной Корее занимаются люди, которые в не меньшей степени отравлены ядом холодной войны, чем их визави на Севере. Они работали в МИДе, правительстве в начале и середине 90-х годов. Тогда вражда между Сеулом и Пхеньяном была в разгаре. И вот после поражения левых на выборах они вернулись во власть. Так что нельзя исключить, что Юг станет добиваться права обогащать расщепляющиеся материалы на своих условиях.
Жесткая линия Сеула в отношениях с Пхеньяном затронула и Россию. По сообщению южнокорейской газеты «Хангёре симбун», южнокорейский МИД устроил разнос послу РФ за то, что российские эксперты, изучившие материалы о гибели корвета «Чхонана», не подтвердили версию Сеула, заключил эксперт. Южнокорейцы обвинили в атаке Пхеньян, но он отверг это обвинение.