Пытаясь гарантировать бесперебойный импорт нефти из развивающихся стран, КНР все чаще вынуждена вызволять своих граждан из рук бунтовщиков. Так случилось и в Судане, где антиправительственная группировка взяла в заложники 29 китайцев. Это вызвало возмущение в интернет-сообществе Поднебесной. Но, по мнению эксперта «НГ», Китай не готов действовать по образцу США и ограничится дипломатическими шагами.
По сообщению агентства «Синьхуа», мятежники напали на лагерь, где жили работники государственной Корпорации энергетического строительства, в минувшую субботу. Из 47 человек 29 были похищены, а 18 удалось бежать.
О судьбе заложников поступают противоречивые сведения. Один якобы был убит, а часть была освобождена силами суданской армии.
Власти Судана, объявив о спасении 13 китайцев, затем признали, что эта информация не верна. МИД КНР призвал все стороны, причастные к инциденту, обеспечить безопасность похищенных граждан. Из Пекина в Судан вылетела делегация чиновников, которая должна помогать освобождению заложников.
Задача непростая, учитывая тот факт, что политическая обстановка в Судане остается накаленной после того, как в прошлом году от него откололась южная часть, ставшая независимой Республикой Южный Судан. В то же время китайские граждане, прежде молчаливо следившие за событиями за рубежом, теперь стали требовать через социальные сети Интернета, чтобы правительство в случае нужды применило силу для защиты соотечественников.
Вот, например, что пишет один из пользователей сети Sina Corp's Weibo: «Если бы в Судане были захвачены 29 американцев, то наверняка... спецназ США высадился и провел спасательную операцию».
В беседе с «НГ» Александр Ларин, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, так охарактеризовал дилемму, перед которой оказался Пекин: «Прежде Китай придерживался тактики – сидеть в тени и не показывать свою силу. Но сегодня Китай вынужден защищать экономические интересы по всему миру, для того чтобы обеспечить поставку сырья и продвижение своих товаров на внешние рынки. Словом, он стал глобальной державой. И потому волей-неволей все чаще отказывается от линии невмешательства и прибегает к активным действиям.
Так было в Ливии. В ходе происходившей там гражданской войны Китай направил в Средиземноморье военный корабль и провел эвакуацию более 30 тыс. человек, работавших в строительстве, нефтяной отрасли и на транспорте. Тем самым руководство КПК показало, что оно не бросает соотечественников в беде.
С Суданом ситуация особенно деликатная. Эта страна занимает второе место среди африканских поставщиков нефти в Китай. На КНР приходится 2/3 нефтяного экспорта Судана. В то время когда западные компании ушли из Судана, Китай продолжает вкладывать средства в разведку, добычу нефти, развитие транспорта». Он делает это, несмотря на то, что Запад наложил санкции на Судан, а международный уголовный суд выдвинул против президента этой страны обвинение в преступлениях против человечества.
В заключение эксперт подчеркнул, что силовой вариант для Пекина остается крайне нежелательным, он предпочитает прибегать к дипломатическим и политическим методам для решения проблем.
Захват заложников произошел на фоне обострения отношений между Суданом и Южным Суданом. Причина раздора для наших читателей знакомая: споры о том, как делить доходы от нефти. Большинство залежей находится на юге, а большинство трубопроводов – на севере, пишет New York Times. В этом месяце Южный Судан начал свертывать добычу. Он заявил, что нефть не потечет снова до тех пор, пока не будет заключено окончательное соглашение.
Китай направил в конце прошлого года в Судан высокопоставленного дипломата Лю Гуйцзиня, для того чтобы он убедил обе стороны прийти к компромиссу. Эта миссия пока плодов не принесла.
По мнению западных наблюдателей, молодое государство может улучшить свое положение, если будет построен нефтепровод в обход Судана через территорию Кении. Но строительство обойдется в миллиарды долларов. Да и трудно реализовать такой проект в крае, где бесчинствуют племенные военные группировки.