Хейг и Керри сверили часы по Сирии.
Фото Reuters
Госсекретарь США провел в Лондоне переговоры с британским коллегой Уильямом Хейгом. Согласно сообщениям мировых СМИ, он заявил по завершении встречи, что режим Асада может избежать удара, если он передаст все имеющееся химическое оружие международному сообществу в течение недели. Вместе с тем Керри уверен, что Асад этого не сделает. Он сообщил Хейгу, что арсеналы отравляющих веществ «очень жестко контролируются режимом», отвечают за них три человека: «Башар Асад, его брат Махер Асад, а также один генерал». Хейг рассказал, что в ходе переговоров он и Керри «подтвердили приверженность конференции Женева-2, которая должна привести к созданию переходного правительства и выборам в Сирии и продолжению дипломатической работы с Россией в попытке достижения необходимого прорыва». Он сообщил, что Женева-2 – это приоритет Лондона. Задача номер два – «реагирование на отчаянную гуманитарную ситуацию». Третья задача – «поддержка умеренной сирийской оппозиции и спасение жизней на местах». И лишь четвертая задача – «необходимость добиться жесткой международной реакции на применение химического оружия».
В то же время прошли переговоры Сергея Лаврова с находившимся в Москве главой МИД Сирии Валидом Муаллемом. Уже после переговоров и посвященной им пресс-конференции Лавров сделал специальное заявление. Он сказал, что Москва призвала Дамаск присоединиться к Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). По его словам, Россия выступает за постановку под международный контроль мест хранения химоружия и ожидает скорейшей реакции на это от сирийского правительства.
«Мы уже передали это наше предложение министру иностранных дел Сирии Валиду Муаллему и рассчитываем на быстрый и, надеюсь, позитивный ответ», – сказал Лавров. «Мы не знаем, согласятся ли на это в Сирии, но если установление международного контроля позволит избавиться от ударов, то мы немедленно включаемся в работу с Дамаском», – добавил он.
Ранее на пресс-конференции по теме состоявшихся переговоров Лавров сообщил, что Россия и Сирия разработали план, дающий «политическому урегулированию шанс на реализацию». В частности, документ содержит меры по запуску политического диалога между противоборствующими сирийскими сторонами и возвращение в САР инспекторов ООН по расследованию применения химического оружия в зоне конфликта.
«Если США действительно озабочены проблемой химической безопасности в регионе, то ее можно решить дипломатическим путем», – заявил Лавров. Однако созвать Женеву-2 пока не получается, признал он. Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, которую Запад рассматривает в качестве главной структуры, представляющей сирийскую оппозицию, не согласилась на российско-американские инициативы по Женеве-2. «Убедить то ли не могут, то ли не хотят», – комментирует Лавров. Москва не считает, что «кто-то может монополизировать» право вести разъяснения среди оппозиции, поэтому продолжит работать с ними сама. Лавров напомнил, что с первых дней конфликта российские дипломаты вели переговоры со всеми оппозиционными группировками. По его словам, российская сторона готова пригласить для переговоров всех оппозиционеров, которые заинтересованы в мире, исключая тех, кто хочет военной интервенции.
Дамаск подтвердил Лаврову готовность поехать на Женеву-2, чтобы встретиться с оппозицией без предварительных условий и вместе искать выход из ситуации, как и договаривались ранее в рамках Женевского коммюнике. «Мы ожидаем, что аналогичное заявление сделает и сирийская оппозиция, как и предусмотрено договоренностями между РФ и США» по подготовке Женевы-2, напомнил Лавров. «Призываем американских коллег на этом сосредоточить усилия, а не на подготовке удара», – сказал он.
![]() |
| Лавров и Муаллем ищут выход из сирийского кризиса.
Фото Reuters |
По словам Муаллема, миссия ООН была вывезена из Сирии до расследования химической атаки в Гуте, пригороде Дамаска, 21 августа. Однако обещала вернуться для продолжения работы. Он сообщил, что по факту этого преступления боевиков у правительства Сирии есть доказательства, и они уже направлены в СБ ООН и генеральному секретарю.
Необходимо провести тщательное расследование всех сообщений о применении химоружия в Сирии. Глава МИД РФ напомнил, что именно такое требование содержится в решении G8: «Расследовать факты объективно и профессионально, а результаты представить в СБ ООН, где будут сделаны соответствующие выводы». По его словам, фактов применения химоружия боевиками уже «предостаточно»: это и свидетельства очевидцев, и видео, «которые они сами выкладывают в Интернет». На основании анализа показаний о событиях под Дамаском 21 августа можно сделать вывод о «срежиссированности» химической атаки.
Муаллем добавил, что Дамаск направил в СБ ООН и генсеку более 400 писем, подтверждающих факты использования химоружия боевиками. Нам не надо прилагать усилия для поиска доказательств, сообщил он: «Сами террористы выкладывают их в Интернет и бахвалятся ими». Он уверен: США хотят развязать агрессию в интересах «Аль-Каиды», проведшей теракты 11 сентября. По его словам, если США искренни, выдвигая тему химической безопасности в качестве причины и повода атаки на страну, то Сирия уверена, что «не исчерпаны дипломатические возможности закрыть этот вопрос».
«Мы и Сирия убеждены, что возможности для политического урегулирования сохраняются», – заявил глава МИД РФ. Если удар состоится, то шансы на Женеву-2 будут подорваны, сказал Лавров, ссылаясь на мнение Лахдара Брахими, спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии.
Глава российской дипломатии уверен, что силовой сценарий, «который обернется разгулом терроризма и новой волной беженцев», предотвратить вполне возможно. «Мы считаем принципиально важным сделать все, чтобы не допустить такого сценария, чтобы выполнить договоренности лидеров стран «группы восьми», заключенные в июне на саммите в Северной Ирландии и предполагающие призыв к правительству и оппозиции объединить усилия для изгнания террористов из этой страны», – сказал он.






